«Забытые сокровища» еврейского художника Дэвида Бомберга могут быть проданы на аукционе за 1 миллион фунтов стерлингов
Четырнадцать редких картин британского еврейского художника 20-го века Дэвида Бомберга будут проданы с аукциона в октябре и могут быть проданы за 1 миллион фунтов стерлингов, пишет журналист «Jewish Chronicle» Бен Блох.
При жизни Бомберга игнорировали, но теперь он считается одним из самых важных и влиятельных британских художников первой половины прошлого века, одним из замечательной группы студентов в Школе изящных искусств Слэйда до Первой мировой войны, в которую входили его коллеги – еврейские художники Марк Гертлер и Исаак Розенберг, известные как «Мальчики из Уайтчепел». Родившийся в 1890 году в бедной семье в лондонском Ист-Энде, он провел всю свою жизнь, пытаясь заработать на жизнь, работая в Великобритании, Европе и Палестине. При жизни он не получил признания критиков, но его поддержал еврейский меценат Артур Абрахам Стамбуа, купивший многие его картины непосредственно у художника. Он продал их в 1961 году коллекционеру Стэнли Манну и его жене Эйтне. После ее смерти они перешли к близкому другу семьи, который сейчас продает работы, большинство из которых ранее никогда не выставлялись публично.
Оценки варьируются от 3000 до 300000 фунтов стерлингов за каждую картину. Эксперт по современному британскому искусству аукционного дома «Dreweatts», продающего картины, Уилл Портер, заявил JC: «Во время своей жизни ему действительно очень не везло с продажами. На самом деле у него не было мощного покровителя или галереи, которая его поддерживала. Он получил некоторое признание критиков, но очень небольшую финансовую отдачу от этого. И, на самом деле, многие его ранние работы остались в его семье и были по-настоящему обнаружены только после его смерти».
Бомберг служил на Западном фронте во время Первой мировой войны. «Он был сильно потрясен тем, что увидел и пережил там», — объяснил У. Портер. «Его искусство до Первой мировой войны находилось под влиянием кубизма и итальянского футуризма, и поэтому оно во многом было связано с прославлением механического века, будущего и модернизма. Когда он вернулся, он увидел разрушение, которое может произойти из-за этой технологии. И из-за этого прекрасного нового мира, который формировался, и он вернулся к гораздо более традиционному стилю рисования».
Картины, предлагаемые на аукционе, были написаны в период с 1922 по 1948 год, охватывают большую часть карьеры Бомберга. Есть пять портретов, в том числе автопортрет 1937 года; три пейзажа из Испании, страны, которую он обожал; и две работы, сделанные во время длительного пребывания в начале 1920-х годов в британской подмандатной Палестине и в Трансиордании. Он был отправлен туда Палестинским фондом, чтобы нарисовать и запечатлеть Иерусалим и окружающие пейзажи. «Вы должны помнить, что я был бедным мальчиком из Ист-Энда и никогда раньше не видел солнечного света», — вспоминал он. «Он чувствовал, что это было чем-то, что было его призванием и чем он очень хотел бы заниматься, и это было избавлением от послевоенного Лондона, который был очень серым, еще не оправившимся от войны», — заметил У. Портер. «Это было огромным облегчением для него, и его стиль изменился довольно резко. «Примерно в 1923/24 году он посетил Петру; он совершил туда две поездки. Он ехал на верблюде и осле, и у него была вооруженная охрана. Он путешествовал со всеми своими принадлежностями, палитрами и холстами, потому что на этом этапе ему нравилось рисовать перед объектами». «Скальный фасад, северо-восточная стена, Петра» (1924 г.) находится в коллекции аукциона. В 1929-32 годах ее выставляла Национальная галерея. Картина также была на выставке работ Бомберга, организованной Советом по делам искусств Великобритании, которая объехала страну в 1958 году.
Сам Бомберг прокомментировал это так: «Это была колоссальная задача — добраться до Петры с самого начала в самых диких условиях, какие только можно себе представить, чтобы выполнить работу. В этом отношении картина уникальна — подобное никогда раньше не пытались создать, и вряд ли кто-либо другой попытается сделать это снова». После четырех лет в Иерусалиме Бомберг вернулся в Великобританию в 1927 году. Он совершил свою первую поездку в Испанию в 1929 году и вернулся в 1934 году. Пейзажи городов Куэнка и Ронда того периода представлены в коллекции. У. Портер заявил: «Его искусство стало намного свободнее и экспрессионистичнее. Эмоции пейзажа и драматизма, я думаю, больше проявляются в произведениях испанского периода».
Бомберг был вынужден покинуть Испанию в 1937 году из-за гражданской войны в стране. После Второй мировой войны он начал преподавать и оказал влияние на некоторые выдающиеся таланты, включая Франка Ауэрбаха и Леона Коссоффа. Он умер в 1957 году в возрасте 66 лет в нищете и до сих пор практически не признан. У. Портер рассказал, что анонимный продавец коллекции хотел бы, чтобы она отправилась в музей. «Но, к сожалению, из-за того количества работ, которые там были, он не смог найти подходящий музей, чтобы он мог взять их». Биограф Бомберга Ричард Корк заявил о возможности купить работы: «Воспользуйтесь этим моментом. Через некоторое время с этими картинами чувствуешь, что находишься на одном месте с Бомбергом».
Аукцион состоится 19 октября в аукционном зале «Dreweatts» «Donnington Priory» в Ньюбери.