Юлий Эдельштейн о кризисе в отношениях с Польшей: «у нас есть право сказать, что произошло на самом деле»
Польша не может отрицать, что некоторые поляки сотрудничали с нацистами, заявил спикер Кнессета Юлий Эдельштейн в интервью газете Jerusalem Post 18 февраля. «Нам не нужно коллективно обвинять всех поляков или забывать тех, кто действовал по-другому, но мы имеем право помнить исторические факты и напоминать всем, что произошло на самом деле», – заявил он.
Эдельштейн выступил через несколько минут после отмены саммита Вышеградской группы – Польши, Венгрии, Чехии и Словакии – в Иерусалиме в свете требований Польши, чтобы израильские министры отказались от комментариев о том, что поляки принимали участие в убийстве евреев во время Холокоста. «Я определенно сожалею», что саммит отменен, сказал Эдельштейн, «но, сказав это, мы не торгуем историей – определенно не темой Холокоста». Эдельштейн отметил, что последний инцидент напомнил ему о его личном опыте посещения Польши в качестве спикера Кнессета. «Я пытался быть очень дипломатичным и сказать что-то в духе: «мы никогда не забудем мужественных поляков, спасавших жизни евреев, и мы никогда не простим поляков, сотрудничавших с нацистами», – и все были ошеломлены. По их мнению, нам нужно было говорить только о Праведниках народов мира, то есть о тех, кто спасал евреев. «Это не работает таким образом. Реальность была суровой», – добавил Эдельштейн.
Дипломатический кризис между Польшей и Израилем начался, когда премьер-министр Биньямин Нетаньяху упомянул на прошлой неделе, что поляки сотрудничали с нацистами, но, похоже, к выходным он утих – до вечера 17 февраля, когда исполняющий обязанности министра иностранных дел Израиля Кац, назначенный в тот день, процитировал бывшего премьер-министра Ицхака Шамира, который сказал: «поляки всасывают антисемитизм с молоком их матерей». Эдельштейн напомнил, что на ежегодной церемонии в День памяти жертв Холокоста в Кнессете, когда депутаты Кнессета читали имена своих родственников, погибших во время Холокоста, в конце своего списка, в который вошли его родители, Шамир сказал, что они «все были убиты их польскими соседями».
Спикер Кнессета все еще надеется, что «в каждом кризисе есть возможность», и, возможно, это выдвинет на первый план вопросы о том, как Польша увековечивает память о Холокосте. Он добавил, что Польша не принимает претензий по реституции от евреев, переживших Холокост, и их потомков. Эдельштейн, бывший узник совести в Советском Союзе, выразил возмущение заявлениями некоторых польских деятелей о том, что еврейские коммунисты угнетают поляков. «Это не уникально для поляков. Есть другие страны, находившиеся под советской оккупацией, которые упоминают эти вещи … обвинять евреев в коммунизме — это, безусловно, известная форма антисемитизма и ничего больше», – сказал Эдельштейн. Он добавил, что его «ни в коем случае нельзя подозревать в любви к коммунистическому режиму. Но когда мы хотим разобраться – и это правильно – с коммунистическими преступлениями, это не значит, что мы должны забывать о преступлениях нацистов».
В обширной дискуссии с главным редактором «Post» Яаковом Кацем в рамках 45-й израильской миссии Конференции президентов крупнейших американских еврейских организаций лидер «Новых правых» и министр кабинета безопасности Нафтали Беннетт также затронул недавнюю полемику вокруг комментариев Нетаньяху. Сотрудничество с нацистами стало серьезной проблемой для Польши, когда страна приняла и впоследствии внесла поправки в закон в 2018 году, чтобы криминализировать заявления о том, что польский народ или государство несут ответственность за Холокост. Беннетт безоговорочно раскритиковал отмену визита польского премьер-министра, говоря, что, хотя Польша и Израиль являются хорошими друзьями, отношения не могут быть построены на «стирании прошлого». «Многие поляки участвовали в антисемитизме и убийстве евреев», – сказал Беннетт. «Мы не можем позволить кому-либо пересматривать историю ради будущего — это не способ построить отношения. Нам нужно признать реальность того, что они стали жертвами, но немало поляков были вовлечены в антисемитизм».
Он добавил, однако, что «были поляки, которые старались изо всех сил спасти евреев» и что «польская нация стала жертвой нацистской Германии в условиях грубой и жестокой оккупации». Беннетт также указал на личную историю своей семьи и на то, как прабабушка его жены и четверо ее детей были убиты поляками. «Дед моей жены жил в Польше и четыре года вместе со своей матерью и двумя братьями и сестрами прятался в лесу. Он выходил, чтобы найти работу и приносить им еду в подполье», – рассказывает Беннет. «Однажды, незадолго до прихода русских, несколько молодых поляков подошли к нему, и сказали: «мы убили твою семью». Он побежал обратно в их укрытие, чтобы найти свою мать, двух братьев и двух сестер мертвыми. Это факт. Вы не можете изменить это».
Беннетт также обсудил отношения между Израилем и диаспорой в эпоху Трампа и возможности следующей правительственной коалиции после предстоящих в апреле выборов. 18 февраля он сказал, что отвергнет все мирные планы, включая планы президента США Дональда Трампа, если они предполагают передачу даже «одного сантиметра Земли Израиля». Беннетт также выступил против попыток скрыть тот факт, что значительное число польских граждан помогло нацистам в их усилиях по аресту и убийству евреев, настаивая на том, что поляки действительно участвовали в «антисемитизме и убийстве евреев».
«Трамп – огромный друг Израиля», – сказал Беннетт в связи с мирным планом, над которым работает администрация Трампа, и который она, как ожидается, обнародует через некоторое время после выборов. Но Беннетт твердо добавил, что он и партия «Новые правые» не могут принять какое-либо соглашение, которое обменяет землю на мир. «Я против передачи даже одного сантиметра Земли Израиля арабам», – заявил Беннетт. «Новые правые» не присоединятся ни к одному правительству, поддерживающему создание палестинского государства к западу от Иордана. Это разрушит будущее Израиля и будущее моих детей и миллионов детей в Израиле».