Японские инвестиции в Израиль увеличиваются, поскольку фирмы ищут новые технологии
За последние 20 лет японские инвестиции в Израиле резко возросли, а общий объем инвестиций за период с 2001 по 2018 год составил около 6,35 млрд. долларов, говорится в отчете консалтингового агентства, посвященного японско-израильским деловым отношениям.
В 2018 году инвестиции и приобретения японских фирм, связанные с израильскими стартапами и фирмами из сектора высоких технологий, составили около 791 млн. долларов в рамках 28 сделок, а в 2019 году было объявлено о 13 инвестициях на общую сумму 38 млн. долларов. В 2001 году было заключено 19 сделок, а в 2010 году – только одна.
«За последние четыре года произошли значительные изменения в деловых отношениях между Израилем и Японией», – сказал Элханан Харел, основатель и президент Harel-Hertz Investment House Ltd., инвестиционного дома и консалтинговой компании, расположенной в Герцлии-Питуах. которая и собирала эти данные. «Если этот темп будет сохраняться, а он, безусловно, будет сохраняться, то 2019 год превзойдет 2018 год как с точки зрения стоимости сделок, так и количества сделок». По словам Харела, может состояться около 50 других сделок, о которых не было публично объявлено. Японские компании, как объясняет Харел, не стремятся обнародовать информацию о своих делах так, как это делают их американские, европейские или китайские коллеги по культурным причинам, а также чтобы опередить конкурентов.
Япония является третьей по величине экономикой в мире и родиной для некоторых из крупнейших производственных и автомобильных компаний. Однако по мере того, как мир движется к компьютеризации и программному обеспечению, эти фирмы ищут за рубежом технические решения, которые помогут им сохранить свое преимущество перед глобальными конкурентами. По словам Харела, Израиль стал популярным «охотничьим угодьем» для этих компаний. На протяжении многих лет Япония избегала вести дела с Израилем из-за опасений арабского бойкота, но с 2014 года отношения стали более теплыми, а премьер-министры двух стран обменялись визитами. «Взаимные визиты премьер-министров стали важной вехой в отношениях между двумя странами», – сказал Харел. «Именно тогда японское министерство экономики подтолкнуло японские фирмы, чтобы они начали развивать связи с израильтянами в сфере высоких технологий».
Большинство японских инвесторов в Израиле — это корпоративные венчурные инвесторы, причем наиболее активным инвестором является Mitsui Group, чье венчурное подразделение инвестировало в такие компании из сектора высоких технологий, как Autotalks и Kaltura; фирмы по кибербезопасности, например, Scadafence; и агротехнологические фирмы Kaiima и Phytech. Другими активными инвесторами являются Softbank, Hitachi, NTT DoCoMo, Toshiba и Sony. В июле 2017 года Mitsubishi Tanabe Pharma заявила, что приобрела израильскую фармацевтическую компанию Neuroderm за 1,17 миллиарда долларов. В 2016 году Sony купила производителя микросхем Altair за 200 миллионов долларов, а японский Softbank инвестировал около 200 миллионов долларов в израильские компании. 36% японских инвестиций приходится на информационные технологии (IT) и 30% – на полупроводники, остальное – на кибернетику, автомобилестроение, фармацевтику, медицину и агротехнику.
«Когда они инвестируют, эти компании ищут технологии с добавленной стоимостью, чтобы присоеденить их к своим основным технологиям. Они не ищут быстрой прибыли», – сказал Харел. «Это делает их надежными и верными долгосрочными партнерами». Действительно, данные показывают, что из компаний, в которые японцы инвестировали в период с 2001 по 2018 год, только 8% прекратили свою деятельность, в то время как 66% все еще действуют, 4% провели первичное публичное размещение акций и 22% были приобретены. Несмотря на это, Япония по-прежнему не является главным зарубежным инвестором в Израиле.
Согласно отчету исследовательского центра IVC, который отслеживает ситуацию в отрасли, опубликованному в ноябре 2018 года, доминирующими игроками на местном рынке являются американские инвесторы, которым принадлежит 35% капитала, привлеченного израильскими компаниями. На долю китайских, британских, японских и немецких инвесторов пришлось примерно по 3% инвестиций. Китайские фирмы добились значительных успехов в Израиле, включая поглощение местного пищевого гиганта Tnuva в 2014 году и сделку по управлению ключевыми портами Хайфы и Ашдода. Ранее в этом месяце китайский гигант электронной коммерции Alibaba приобрел израильский стартап Infinity Augmented Reality Israel Ltd. из Рамат-Гана, производителя технологий искусственной реальности, что стало его вторым приобретением в Израиле.
«Японцы заметили, что Китай проявляет интерес к Израилю, и это их беспокоит», – сказал Харел. Согласно данным отчетов, около 70 японских компаний работают в Израиле и изучают местный рынок технологий через местные представительства, офисы или научно-исследовательские центры. В январе Израиль и Япония заявили, что будут сотрудничать в разработке технологий компьютерного здравоохранения и развивать партнерские отношения в области автомобильной и кибербезопасности. Обе страны подписали в общей сложности шесть соглашений, в том числе меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области компьютерного здравоохранения.
Стимулом для увеличения японских инвестиций в Израиль может послужить недавняя напряженность между Китаем и США, что может затруднить ведение бизнеса израильских фирм с Китаем. США находятся в процессе переговоров о заключении торгового соглашения с Китаем. Две крупнейшие экономики мира оказались вовлечены в торговую войну, поскольку обе они ввели высокие тарифы на импортируемые из другой страны товары. Эта борьба вызывает обеспокоенность по поводу того, что США не будут благосклонно относиться к укреплению торговых и деловых отношений между Израилем, давним союзником США, и Китаем. В последние годы Китай и Израиль активизировали торгово-деловые связи и начали переговоры о свободной торговле.
Как сообщает Bloomberg, заместитель министра энергетики США Дэн Бруйетт предупредил в январе, что, если Израиль не введет строгие процедуры проверки китайских инвестиций, обмен разведывательными данными между двумя союзниками может оказаться под угрозой. «Эта напряженность, вероятно, заставит израильские фирмы из сектора высоких технологий держаться подальше от китайских инвесторов, и вместо этого предпочесть японских инвесторов», – сказал Харел. «Япония, как и Израиль, является стратегическим союзником США, и Япония также может стать центром азиатской деятельности израильских фирм. Таким образом, очень вероятно, что японские компании займут место китайских».