Новости

Выживший во время Холокоста подает иск против немецкой железной дороги

31 июля 2020, 15:00 Германия
Поделиться

Выживший во время Холокоста, который успешно проводил кампанию против голландской железнодорожной компании, с требованием заплатить компенсацию за транспортировку людей в нацистские концентрационные лагеря, подал иск против немецкого государства из-за роли компании «Deutsche Reichsbahn» во время войны.

84-летний Сало Мюллер, чьи родители были доставлены по железной дороге из Амстердама в голландский транзитный лагерь Вестерборк, а затем погибли в Аушвице, требует извинений и финансовой компенсации для примерно 500 голландских выживших и около 5500 их ближайших родственников. «Deutsche Reichsbahn», администрация немецкой железной дороги военного времени, была ответственна за перевозку около 107000 голландских евреев на смерть. Жертвы часто вынуждены были оплачивать расходы на проезд в ужасных условиях, позволив железным дорогам заработать примерно 16 миллионов евро (14,5 миллиона фунтов стерлингов) по сегодняшнему курсу. Взрослые платили 4 пфеннига за километр, дети – 2 пфеннига, а дети в возрасте до 4 лет путешествовали бесплатно.

В письме канцлеру Германии Ангеле Меркель адвокат Мюллера пишет, что у наследников немецких железных дорог военного времени есть моральное и юридическое обязательство признать свою роль в страданиях евреев, синти и рома. «Я обвиняю железнодорожную компанию в том, что она сознательно перевозила евреев в концентрационные лагеря, где их убивали ужасным образом», – заявил Мюллер в интервью голландской телепрограмме «Nieuwsuur». «Я не могу сдаться, потому что это причиняет мне боль каждый день. Каждый день я должен думать об этом, и это причиняет мне боль. И я хочу, чтобы эта боль наконец прошла».

В прошлом году Мюллер, бывший физиотерапевт в футбольном клубе «Аякс», получил извинения и 50 миллионов евро в качестве компенсации от «Nederlandse Spoorwegen» (NS) для оставшихся в живых после перевозок, их вдов, вдовцов и детей. Мюллер написал книгу, опубликованную в 2017 году, под названием «Увидимся сегодня вечером и обещай быть хорошим мальчиком», в память о последних словах, которые его мать сказала ему, когда она бросила его в детском саду, прежде чем ее забрали эсэсовцы.

Ранее компания NS заявляла о своем сожалении по поводу роли, которую она сыграла во время войны, но отвергла идею компенсации, пока Мюллер не пригрозил судебным иском, поддержанным голландским адвокатом по правам человека Лисбет Зегвелд. «Deutsche Reichsbahn» отправила более чем сотню поездов из Нидерландов в лагеря смерти, такие как Аушвиц и Собибор. «Голландские евреи, перевозимые «Deutsche Reichsbahn», просто были забыты», – заявил адвокат Аксель Хагедорн, представляющий Мюллера. «Государство является 100% акционером железных дорог. Моральная ответственность Германии останется навсегда».

Масштаб Холокоста стал возможен во многом благодаря эффективности и масштабности немецких железных дорог. В январе 1943 года глава СС Генрих Гиммлер направил Альберту Ганзенмюллеру, государственному секретарю по транспорту и заместителю директора «Reichsbahn» письмо с просьбой предоставить больше поездов. «Если у меня есть хоть какая-то надежда быстро разобраться с этим делом, мне нужно больше грузовых поездов. Помоги мне достать еще», – писал он.

Ганзенмюллер, один из первых членов нацистской партии, был единственным сотрудником железной дороги, который предстал перед судом. В его первый день в суде в 1973 году у него случился сердечный приступ, и он был объявлен не подлежащим суду по состоянию здоровья. Он умер в 1996 году. После войны Германская Демократическая Республика в Восточной Германии приняла название «Deutsche Reichsbahn» для своей железнодорожной системы. Сегодняшний «Deutsche Bahn» был создан в 1994 году после объединения Германии и слияния Восточной немецкой железной дороги с Западно-немецким «Deutsche Bundesbahn». «Я хочу от них признания, а признание всегда сопровождается компенсациями», – сказал Мюллер.

theguardian.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции