Вышел в свет сентябрьский номер альманаха «Лехаим»
Вышел в свет сентябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.
Традиционная колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена проблеме границы между принципиальностью и доктринерством на примере отношения к событиям в Шарлоттсвилле.
Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. На сей раз тема рассматривается с точки зрения участия женщин в бизнесе, и Ребе специально подчеркивает, что главная роль замужней еврейской женщины — вырастить еврейских детей. Это, впрочем, не исключает и возможности работать, если для содержания семьи необходима ее помощь.
Главный раввин России Берл Лазар в своей статье обращается к разнице между реальным и воображаемым счастьем, подчеркивая, что счастье может быть обретено «лишь на путях Г-спода, радостным служением Ему».
Статья Эйлона Аслана-Леви, первоначально опубликованная в Tablet, посвящена общему в философии Аристотеля и молитве на Йом Кипур.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми – лист Талмуда каждый день – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он наблюдает за тем, как с помощью дедукции и аналогии талмудический текст движется от рутины к чуду.
В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».
Очередной раздел труда Йерахмиэля Тиллеса о еврейских каббалистах и хасидских цадиках посвящен основателям династии Чернобыльских ребе — рабби Менахему-Нахуму и его сыну рабби Мордехаю.
Статья Лизы Розовски, первоначально опубликованная в Haaretz, посвящена деятельности поддерживаемой ФЕОР программы Eurostars, в рамках которой тысячи молодых евреев возвращаются к еврейству. Материал Кирстин Грисхабер, вышедший в Associated Press, рассказывает о проекте строительства еврейского кампуса в Берлине.
В подразделе «Архив» находится статья Владимира Хазана об известном эсере и деятеле кооперативного движения Александре Беркенгейме, который после вынужденной эмиграции из советской России возглавлял еврейские кооперативные организации в Польше.
На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере перепечатан очередной номер еженедельника «Еврейская неделя», вышедший в апреле 1917 г., где восторженные впечатления от революции перемежаются с сообщениями о масштабных всплесках антисемитизма в бывшей «черте оседлости».
Раздел «Перекресток» открывается статьей Шауля Резника, посвященной восприятию конфликта вокруг установки металлоискателей на Храмовой горе. Автор отмечает, что конфликт и метания властей Израиля из стороны в сторону показали тщетность попыток «выковать нового, уверенного в себе израильского еврея». Статья Эли Лейка, первоначально опубликованная агентством Bloomberg, рассматривает тот же конфликт с другой стороны, отмечая, что наибольшая опасность для одной из главных мусульманских святынь — мечети Аль-Акса — нынче исходит не от израильтян, а от палестинских фанатиков, которые утверждают, будто они борются за нее. А ранее опубликованная на Getty Images статья Лайела Лейбовица раскрывает механизм накачивания ненавистью прихожан Аль-Аксы радикальными проповедниками. Еще одна статья Л.Лейбовица, посвященная теракту в поселении Халамиш, показывает, во что эта ненависть выливается, и как эти преступления материально поощряются властями Палестинской автономии.
Материалы Арона Хеллера, первоначально опубликованные Associated Press и депутата Кнессета Ксении Светловой посвящены израильско-иорданским отношениям. Авторы отмечают сложность положения властей королевства, большинство населения которого имеет палестинские корни и настроено антиизраильски.
В статье, первоначально вышедшей в Jerusalem Post, известный российский бизнесмен Михаил Фридман предлагает новую концепцию отношений Израиля и еврейской диаспоры, предполагающую усиление связей между ними. В противном случае, по его мнению, еврейские общины диаспоры могут исчезнуть под натиском ассимиляции, а Израиль — лишиться масштабной поддержки со стороны евреев, живущих в других странах.
Статья Ника Хопкинса из The Guardian рассказывает о странных правилах, «благодаря» которым модераторы Facebook не удаляют материалы, отрицающие Холокост.
Небольшой блок материалов посвящен ситуации во Франции. Марк Вейцман в статье, первоначально опубликованной в Tablet, анализирует противостояние между принадлежащим к различным культурным традициям ашкеназами и сефардами во Франции на примере скандала вокруг похорон видной общественной деятельницы Симоны Вейль. А в заметке из Haaretz рассказывается о брате «тулузского стрелка» Мохаммеда Мера, который отправился в пеший тур по Франции с проповедью толерантности и предупреждением об опасности радикального ислама.
В рубрике «Резонанс» Михаил Майков с помощью экспертов изучает вспыхнувший в августе скандал вокруг неприглашения России в проект обновления музея на месте лагеря смерти Собибор. Читатель сам может выбрать понравившуюся точку зрения (у некоторых экспертов она отличается на 100%).
Яир Розенберг, в статье, перепечатанной из Washington Post, анализируя дискуссии о принадлежности или непринадлежности евреев к белой расе, приходит к выводу, что в настоящий момент подобные дискуссии неприемлемы, поскольку играют на руку расистам.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях августа, «зацепивших» еврейские общины в мире.
Замыкающее раздел большое интервью с журналисткой и правозащитницей Зоей Световой посвящено семейной истории и ситуации в современных российских тюрьмах.
Раздел «Парк культуры» открывает интервью искусствоведа Софьи Черняк о художнике Меере Аксельроде.
Под рубрикой «Еще посмотрим» рассказывается о различных выставках с «еврейской составляющей», проходящих по всему миру.
Ирина Мак рассказывает о новой экспозиции зала Еврейского музей и центра толерантности «Послевоенный период: от Катастрофы к возрождению». А под рубрикой «Актуалии» собраны новости культуры.
Тони Бентли в большом материале, первоначально вышедшем в New Yorker, описывает странную и трагичную судьбу художницы Шарлотты Саломон, оставившей после себя странную автобиографию в картинах. А статья Амира Богена из Tablet рассказывает о фильме, посвященном Праведнику народов мира, китайскому дипломату Хо Фень Шену.
Первоначально опубликованная в New York Times статья Теджаль Рао рассказывает о кубане, йеменском аналоге халы. А материал Эндрю Тобина из JTA посвящен израильским винам, производимым на так называемых территориях.
В разделе «Библиотека» публикуются рассказ Натана Ингландера «Парик», очередная глава из романа Бориса Сандлера «Экспресс-36», рассказывающая о работе редакции нью-йоркской газеты «Форвертс», рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», рассказ Цви Прейгерзона «Мой брат Мошке», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению.
Завершают раздел статья Анны Соловей, посвященная тому, какие еврейские книги на русском языке сегодня читают дети, и статья Светы Раскиной об одной из новинок в этой области — романе Ронды Аттар «Элиша Дэвидсон и огненные буквы».