Вышел в свет июльский номер альманаха «Лехаим»
Вышел в свет июльский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.
Свою традиционную колонку главный редактор журнала Борух Горин посвящает памяти Филипа Рота, которого он характеризует как «великого документалиста ХХ века, создавшего слепок эпохи».
Традиционно, первый раздел номера – «Дом учения» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются продолжение составленной Мендлом Калменсоном книги, посвященной воззрениям Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона на такие темы как утешение людей, понесших тяжкую утрату. Подчеркивается, что Ребе учил, что самое лучшее подтверждение памяти — добрые дела, которые принесут ощутимую пользу не только мертвым, но и живым.
Главный раввин России Берл Лазар посвящает свою статью вопросу соотношения времени, которое тратится на ведение бизнеса и изучение Торы. Он отмечает, что если человек не только занимается бизнесом, но и изучает Тору, то ему будет «великая награда» от Г-спода.
В разделе опубликовано выступление раввина Адина Штайнзальца на форуме оксфордского Хабада в 2007 г., посвященное таким темам, как соотношении Торы и науки, семь заповедей сынов Ноаха, наркомании, алкоголизму и курению табака.
Мэл Алексенберг из The Times of Israel рассказывает о радикально изменившем его жизнь (и жизнь городка Йерухам, где он поселился) переезде в Израиль, совершенном благодаря совету Любавичского Ребе. Статья Якова Шварца, первоначально также вышедшая в The Times of Israel, рассказывает о необычной посетительнице «Бейт-Хабада» в кампусе Висконсинского университета в Мэдисоне — руководительнице пропалестинской организации.
В разделе также опубликованы продолжение труда еврейского философа первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма», глава из недавно вышедшей в издательстве «Книжники» книги ученого и бизнесмена Эдуарда Шифрина «От бесконечности до человека», где подчеркивается, что в Торе заложены фундаментальные математические принципы устройства нашего мира и очередной отрывок из «Майс от Абраши» – мемуаров раввина Натана Вершубского, рисующих жизнь религиозного еврейского подполья в СССР начала 1980-х.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш изучает очередной дневной лист Талмуда, пытаясь выяснить — как мудрецы Талмуда умели отличать исполнение обязанности от проявления эмоций.
Второй раздел, «Академия», открывается статьей Андрея Графова «У дерева есть надежда. Записки гебраиста», которая представляет собой собрание различных кратких заметок на библейские темы.
Далее следует продолжение труда знаменитого еврейского историка Сало У.Барона, посвященное развитию еврейской литургии в IX-X веках. Материал Бена Аутвея (University of Cambrige), рассказывает о первых владельцах Ленинградского кодекса – древнейшего манускрипта с полным текстом Танаха.
Ханна Шауль бар Ниссим (The Сonversation) описывает традиции благотворительности еврейской общины США, отмечая, что евреи тратят на благотворительность значительно больше, чем их соседи, принадлежащие к другим религиям. При этом почти три четверти (а в некоторых случаях — и до 90%) собранных средств направляется на помощь неевреям.
Семен Чарный рассказывает о лекции профессора Геннадия Эстрайха в издательстве «Книжники», посвященной «лепке» литературного идиша в начале ХХ века. Роберт Ранд в статье «Дневники Анны» исследует причины популярности дневника Анны Франк в Японии, показывая многозначность причин этого явления.
Публицистический раздел «Перекресток», ориентированный на проблемные материалы и анализирующий политические и культурные события, открывает статья Луиса Роиса (The Times of Israel), посвященная бегству евреев от политической и экономической нестабильности в Бразилии. С ней соседствует материал Associated Press об алие венесуэльских геров. Еще одной общине геров, угандийским абайудайя, посвящена статья Мериссы Натан Гершон из New York Times.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях июня, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.
Павел Пепперштейн вспоминает об «отце русского Интернета» Антоне Носике к годовщине его смерти.
Раздел «Парк культуры» открывается статьей Ирины Мак о фильме «Собибор», где она отмечает, что режиссеру фильма Константину Хабенскому «хватило мужества и умения сделать современный фильм о еврейской̆ трагедии, предъявить евреев героями, а не безмолвными жертвами». Светлана Пахомова рассказывает о IV Московском еврейском кинофестивале. Таль-Кра Оз — о документальном фильме «Ушедшие» режиссера Мэтью Мишори, посвященном сохранению памяти о Холокосте в молдавской глубинке.
Статья Алана Грабински, первоначально вышедшая в ЯЕMEZCLA, посвящена Аните Бреннер — мексиканской журналистке, содействовавшей популяризации в США мексиканского искусства.
Раздел «Библиотека» практически целиком посвящен Филипу Роту. Адам Кирш, Гари Штейнгарт, Луиза Эрдрич, Джонатан Летем, Джозеф Берджер, Дэвид Ремник, Говард Джейкобсон и Бернард Авишай в статьях, вышедших в The Atlantic, The New Yorker, New York Times и The Guardian, делятся воспоминаниями о нем. В интервью Блейка Бейли Эрику Кортелесса, первоначально вышедшем в The Times of Israel, рассказывается о последних днях жизни Рота, его творческом пути, совместной работе над его биографией.
В разделе также опубликованы отрывок из романа Рота «Операция «Шейлок»» и рецензия Валерия Дымшица на роман Рота «Обман».