Новости

Вспоминая кишиневский погром

16 апреля 2023, 19:00 Молдова
Поделиться

В тот момент, когда кто-либо прибывает в Израиль из Кишинева, столицы Молдовы, и его спрашивают о месте его рождения, он сразу же слышит от своих израильских собеседников фразу «Кишиневский погром», пишет журналист «Israel Hayom» Ариэль Бульштейн.

Трехдневный погром кишиневских евреев ровно 120 лет назад произвел неизгладимое впечатление не только на местное еврейское население, но и на весь еврейский мир. По сей день память о погроме не меркнет, по словам посла Молдовы в Израиле Алекса Ройтмана, для которого день памяти является возможностью для его страны строить и развивать дружественные отношения с еврейским государством. Помимо дипломатического образования, молдавский посол имеет степень по истории, а кишиневские погромы были его основной областью исследований.

Ройтман говорит, что важно понять причины серьезного вреда, нанесенного евреям его любимого города во время праздника Песах в апреле 1903 года, чтобы подобная трагедия не повторилась. Подстрекательство в прессе «Основных факторов, вызвавших беспорядки, было два — злобное подстрекательство антисемитов и молчание российских властей и их представителей в городе», — поясняет Ройтман. Газеты тех дней были переполнены пропагандой и дезинформацией о евреях, и это повлияло на ход событий. Худшим преступником была русскоязычная антисемитская газета «Бессарабец», которую редактировал особенно ярый антисемит Паволакий Крушеван. Страницы «Бессарабца» пестрили выдуманными историями о «еврейских преступлениях» и призывами «отомстить за них».

Ройтман отмечает, что в целом отношения между евреями и неевреями в Молдове, известной тогда как Бессарабская губерния в составе Российской империи, были хорошими. Евреи составляли почти 50% населения в крупных городах, а в еврейских поселках люди из других этнических групп даже понимали идиш. Но ядовитое сочетание антисемитской пропаганды, часть которой исходила от церкви, и желания властей направить народный гнев на их плохие условия жизни против евреев привели к катастрофе. «Сверху был приказ не допускать беспорядков», — говорит Ройтман. Его вывод основан на исследованиях и архивных документах и свидетельствах о событиях во время и после погрома. Российская армия и полиция ничего не сделали, чтобы остановить беспорядки, вмешавшись только после трех дней убийств и жестокости. Были даже сообщения о том, что епископ увидел бунтовщиков и благословил их. «Воспоминания князя Урусова, назначенного после погрома губернатором Бессарабии, несомненно, показывают, что его предшественники и подчиненные сидели сложа руки и ничего не делали для прекращения насилия. И что антисемитская толпа получила от них ясный сигнал, что в течение трех дней у них были развязаны руки для нападений на евреев. Имперские власти, в том числе министр внутренних дел – антисемит Вячеслав Константинович фон Плеве, хотели увидеть в городе погром, без их санкции кишиневские евреи не пережили бы такой разрушительной трагедии. Я исследовал другую волну антиеврейских беспорядков, прокатившихся по черте оседлости в 1882-1884 годах. Тогда тоже атмосфера могла привести к погромам, но армия и полиция не позволили антисемитской ненависти, кипевшей в этом районе, вылиться в массовые действия. Напротив, в 1903 году центральные власти в России хотели, чтобы пролилась еврейская кровь, и именно это и произошло».

Уважение к еврейскому наследию Молдовы

В этом году Молдова будет отмечать 120-летие трагических событий в Кишиневе на церемонии, в которой примут участие руководители государства. Молдавские власти чтят память евреев, убитых во время погромов 1903 года, так же, как они чтят память десятков тысяч молдавских евреев, погибших во время Холокоста. Антисемитизм в Молдове почти полностью исчез, и его место заняло уважительное отношение к евреям и государству Израиль. «В Молдове мы помним и признаем наследие больших еврейских общин, которые когда-то здесь существовали», — заявил посол Ройтман. «Теперь это наследие также выражается в прочных связях между Молдовой и Израилем, и это наследие является мостом, который соединяет нас и способствует дальнейшему укреплению связей. Молдова была одной из первых стран, принявших определение Международного альянса памяти жертв Холокоста (IHRA) антисемитизм. Он поддерживает Израиль в международных организациях и работает над укреплением дружбы с еврейским народом».

Кровавый навет, приведший к Кишиневскому погрому

Как это было много раз в еврейской истории, именно кровавый навет послужил удобным спусковым крючком для подстрекательства к насилию. После смерти двух местных детей, мальчика и девочки, распространились ложные слухи о том, что они были «убиты евреями, чтобы использовать их кровь для приготовления мацы к Песаху». Разумеется, эти обвинения были беспочвенны (мальчик был убит членами собственной семьи, а девочка покончила жизнь самоубийством), но факты никогда не мешали антисемитам раздувать пламя ненависти. После пасхальных молитв разгневанная толпа обратилась против своих еврейских соседей. Кишиневский погром не был первым погромом в Российской империи, но он прославился жестокостью погромщиков, которые забивали жертвам гвозди в головы, выкалывали им глаза, выбрасывали младенцев из окон, кастрировали мужчин и насиловали женщин и девочек. Когда беспорядки закончились, были подведены мрачные итоги: 49 евреев были убиты, около шестисот ранены (из них 92 серьезно), а нападавшие причинили ужасные разрушения еврейским домам и предприятиям в городе.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции