Визит Леонарда Коэна оживет на израильской сцене
Всемирно известный музыкант оказывается в зоне боевых действий, пишет «The Times of Israel». Он спит в армейском спальном мешке, питается армейским пайком и выступает перед солдатами, вернувшимися с ужасов поля боя. Что побудило его ринуться на фронт? И как эта встреча превратилась в музыку?
Визит Леонарда Коэна в Израиль во время войны Йом-Кипур 1973 года стал легендой, и журналист Матти Фридман недавно описал это событие в своей книге «Кто в огне: Леонард Коэн на Синае». Название книги отдает дань уважения одноименной песне Коэна, переосмыслению традиционной молитвы «Унтанэ Токеф», которую пели в Йом-Кипур. Поездка явно оказала значительное влияние на Коэна как в творческом, так и в личном плане, и его визит стал символом постоянно развивающихся отношений между евреями диаспоры и Израилем, а также связи между светскими и неверующими евреями с концепцией еврейского народа.
Вдохновленный книгой Фридмана, иерусалимский творческий еврейский культурный центр «Бейт Ави Хай» представляет визит Коэна на сцене спустя примерно 50 лет после того, как он исполнил серенаду перед израильскими солдатами в Синайской пустыне. Живая постановка «Кто в огне?» включает в себя музыкальные выступления, свидетельства от первого лица и записи из личного дневника Коэна, написанные в Тель-Авиве и на Синае для богатого и глубокого воссоздания этого сюрреалистического визита.
Как 1973 год навсегда изменил Йом-Кипур
Йом-Кипур, самый священный день в году в еврейском календаре, — это день искупления, в который входят дневной пост и молитвы о покаянии. Традиционное время мрачных размышлений о себе, разрушении Второго Храма в Иерусалиме и других трагедиях, выпавших на долю еврейского народа на протяжении тысячелетий. Но в 1973 году внезапная атака с сирийского и египетского фронтов привела к жестокому нарушению тишины дня, и отношение Израиля к этому дню навсегда изменилось. Хотя Израиль выиграл войну, он понес тяжелые потери, и это стало дополнительным фокусом традиционных размышлений Йом-Кипура о страданиях евреев.
«Война Йом-Кипур стала переломным моментом для израильского общества, — объясняет художественный руководитель «Бейт Ави Хай» Амихай Хассон. «После войны этот день «зарядился» дополнительным пластом исторического смысла. Новый, трудный подсчет и память о войне соединились с общественным сознанием и всем, что символизирует этот день для еврейского народа». Когда израильское общество столкнулось с беспрецедентными потерями, а война продолжала бушевать, внезапно материализовался еврейский певец и автор песен из Канады, готовый спеть для солдат в один из самых мрачных моментов в истории Израиля.
Еврей из диаспоры возвращается домой: личное и музыкальное путешествие
Когда Леонард Коэн посетил Израиль во время войны Йом-Кипур, он уже был известным музыкантом, всего несколько лет назад выступавший перед 500-тысячной аудиторией на фестивале «Isle of Wight». Причины его поездки в Израиль во время войны, подробно изученные в «Кто в огне?», проистекают из личного и художественного препятствия, а также из более туманных мотивов, которые носят почти мистический характер. Хассон считает, что публика может многому научиться из встречи военного времени, которая произошла «между снарядами», но формат традиционной сценической постановки недостаточно гибок, чтобы передать всю сложность опыта Коэна. Поскольку «Кто в огне» — это междисциплинарное мероприятие, включающее все, от аудиоклипов до чтения стихов и рассказов из первых рук, аудитория погружается в «слои текстов», отражающих как сложную реальность визита Коэна, так и более широкие темы принадлежности и связи с еврейством.
««Бейт Ави Хай» рассказывает историю опыта Коэна во время войны Йом-Кипур и показывает, как это вписывается в сагу о еврейско-израильской истории сегодня», — говорит Хассон. «Эта точка зрения раскрывает историю отношений между израильтянами и евреями в диаспоре, показывая связь между текстами Йом-Кипура и современной поэзией Коэна, а также влияние исторических событий на еврейское творчество».
Исполнительный директор «Бейт Ави Хай» доктор Дэвид Розенсон, объясняет, что тексты, написанные Коэном во время его поездки на войну Йом-Кипур, определили ход его музыкальной карьеры, а также музыкальной индустрии в целом. «Из дневниковых записей, которые обнаружил Матти Фридман, кажется, что Коэн испытал прозрение во время своего визита в Израиль. Его пребывание здесь послужило неожиданным периодом вдохновения и привело к рождению новой музыки, которую мир знает сегодня», — говорит Розенсон. «На этом мероприятии мы используем его слова вместе с видеосъемкой, интерпретацией и современными выражениями, чтобы показать аудитории, как все это произошло. И поскольку это время перед Йом-Кипуром, мы надеемся, что вечер даст нам повод для размышлений и вдохновения в нашей сегодняшней жизни».
Музыка и культура, ориентированная на сообщество
«Эта история увлекательна во многих отношениях, и лично для меня тоже», — заявил художественный руководитель «Кто в огне?» Авишай Хури. «Еврей из-за границы прерывает свое личное, романтическое существование, чтобы попасть сюда во время войны. Это также национальная история об израильских солдатах, которые проходят через ужасные вещи, а затем встречаются с этим всемирно известным музыкантом». Хури объясняет, что мультидисциплинарная постановка предназначена для людей «в возрасте от 16 до 120 лет» и что в ней много предыстории, так что люди, не знакомые с Коэном или его музыкой, не будут чувствовать себя посторонними. Еврейский культурный центр «Бейт Ави Хай», стоящий за постановкой, проводит и создает оригинальные художественные представления, посвященные еврейской и израильской культуре и идеям.
Спектакль «Кто в огне?» 12 сентября будет на иврите. Спектакль 13 сентября пройдет на английском языке. «Бейт Ави Хай» находится на улице Кинг Джордж 44 в Иерусалиме.