В Восточной Европе, когда нацисты убивали евреев, преобладала «карнавальная атмосфера»
Во всех смыслах и целях первый этап Холокоста был общим делом, которое было совместно осуществлено нацистской Германией и тысячами восточноевропейских коллаборационистов.
Когда нацисты вторглись на советские земли в 1941 году, пресловутые лагеря смерти еще не были построены в оккупированной Польше. Чтобы ввести в действие германскую «войну на уничтожение» против евреев, для проведения крупномасштабных расстрелов были развернуты мобильные отряды по уничтожению, называемые «Айнзатцгруппами». В некоторых городах тысячи неевреев наблюдали за убийством евреев в праздничной атмосфере, опровергая миф о геноциде, проводимом втайне.
Как правило, «действия» айнзатцгрупп проводились на еврейских кладбищах или на окраине города. По сравнению с лагерями смерти, более тесно связанными с Холокостом, массовые расстрелы были хорошо документированы фотографиями и свидетельствами современников. В этих массовых убийствах под открытым небом было уничтожено почти два миллиона евреев, то есть одна треть из шести миллионов жертв геноцида. «Сегодня на бывших советских территориях все еще говорят, что убийства совершались тайно», – писал отец Патрик Дебуа в своей новой книге «Средь бела дня: тайные процедуры Холокоста пулями». Опубликованная в январе «Средь бела дня» – продолжает книгу Дебуа «Холокост пулями» основанную на расследованиях римско-католического священника по поводу резни учиненной айнзатцгруппами на Украине.
В своей новой книге Дебуа основывается на исследованиях в семи странах, где действовала айнзатцгруппы, с акцентом на негерманских мужчин и женщин, которые помогли проводить расстрелы. Ранее в этом году автор помог провести семинар для гидов в бывшем лагере смерти Аушвиц-Биркенау в Польше, где нацисты убили миллион евреев в газовых камерах. Во время недельного обучения в январе 130 гидов узнали об убийствах «Холокоста пулями», которые – в течение нескольких месяцев – «превратились» в строительство шести специализированных лагерей смерти. Хотя Дебуа обнаружил сотни мест массового захоронения жертв Холокоста в Польше, основная часть его работы была проведена к востоку от этой страны.
С 2004 года его исследовательская группа опросила около 4000 свидетелей убийств айнзатцгруппами, в том числе пожилых мужчин и женщин, которые признались в сотрудничестве с нацистами. «Среди этих людей сохранилась память», – сказал Дебуам о свидетелях геноцида, в том числе тех, кто был очень молод в то время. «В маленьких советских деревнях дети не смотрели геноцид евреев по телевидению. Они отправлялись на соседние поля, чтобы увидеть все своими глазами», – писал Дебуа, добавив, что мальчикам иногда приказывали приносить пули убийцам во время массовых расстрелов. «Способность видеть массовое убийство других без какой-либо ответственности делает ненужными средства массовой информации», – писал знаменитый священник.
В 2004 году Дебуа основал организацию Yahad In-Unum (Вместе), руководствуясь своей миссией по поиску и обозначению мест убийства жертв Холокоста айнзатцгруппами. С тех пор священник и его исследователи также применяли свои методы в раздираемом войной Ираке, беседуя с езидами, оставшимися в живых в ходе кампании геноцида Исламского государства. Книга «Средь бела дня» была построена в соответствии с «типичной» операцией айнзатцгруппы, начиная с «Ночи до» и заканчивая «Послезавтра». В течение этой временной шкалы некоторые сотрудники выполняют, казалось бы, мирные задачи – поваров и клерков – тогда как другие, становятся кошмаром для своих еврейских соседей, как показано в главе под названием «Изнасилования». Чтобы выявить потенциальных очевидцев, исследователи Yahad In-Unum обычно начинали работать в немецких или советских архивах. В сотнях случаев свидетельские показания помогали группе не только определять место массовых казней, но и обнаруживать останки погибших в земле.
По словам Дебуа, в отличие от относительно секретных лагерей смерти, массовые убийства, совершенные айнзатгрупами, были «развлечением» для многих сообществ. В некоторых местах Холокост разворачивался с «карнавальным» или квазирелигиозным подтекстом, таким как организация кровавых, страстных маршей через город или принуждение евреев выступать на краю могилы. «Сознательно или нет, они организовали живую картину, перевернутое изображение Крестного пути». Роль коллаборационистов не была слишком мала, чтобы избежать интереса автора. В главе «Слой досок» Дебуа размышлял об использовании деревянных досок, размещенных над рвами во время расстрелов. Проведя сотни интервью, он, наконец, наткнулся на свидетеля, который упомянул эти доски. «Над рвом была установлена доска, по которой еврей должен был идти голым», – сказал свидетель Дебуа, имея в виду резню 1941 года 2000 евреев в Болехове, Украина, которая проходила на еврейском кладбище города. «Я до сих пор помню, что еврейские семьи держались за доску», – сказал свидетель. «Затем их застрелили в голову сзади, и они упали в канаву. В канаве было несколько евреев, которые должны были складывать мертвые тела рядами».
В главе под названием «Дезинфицирующее средство» Дебуа объяснил, как эскадроны убийств СС привлекали местные общины к «очистке» после каждой резни. До того, как еврейские дома и имущество могли быть разграблены, были предприняты усилия по уничтожению доказательств того, что тысячи людей были убиты. «Личные ванны, вынесенные из еврейских домов, стали анонимными ваннами для транспортировки извести в массовые захоронения, где были убиты евреи», – писал Дебуа. «В течение нескольких дней вся деревня превратилась в человеческую бойню. Бойню, нуждавшуюся в дезинфекции после совершения преступления».
По словам Дебуа, его расследования дали много «наполнителей могил», но мало людей, которые признали, что они перевозили евреев на места казни в грузовиках или вагонах. Для тех в городе, кто лично не стали свидетелями массовых убийств, свидетельства того, что происходило, были видны на улицах в течение нескольких дней. «Потребовались усилия всей деревни, чтобы получить еврейскую мебель из домов и перевести ее на школьный двор, где она была продана», – написал Дебуа. «Продажа еврейского имущества не только не была скрытой или секретной, замаскированной, но, наоборот, проходила средь бела дня в центре местной жизни…. В том месте, куда каждый шел делать ежедневные покупки, имущество убитых евреев бесстыдно продавалось на аукционе».