Новости

В условиях неонацистских и джихадистских запугиваний шведские еврейские общины закрываются

16 июля 2018, 09:00 антисемитизм
Поделиться

Когда Каринна Сьоберг распустила еврейскую общину Умео на севере Швеции, она знала, что это пошлет ударную волну далеко за пределы небольшой общины, которую она десятилетиями строила. Этот шаг в мае, когда впервые за десятилетия еврейская организация в Западной Европе признала, что она была вынуждена закрыться по соображениям безопасности, был обусловлен запугиванием неонацистов.

Неонацисты из Движения сопротивления северных стран, начиная с 2016 года, наклеивали наклейки с фашистскими символами на еврейский общинный центр Умео, «делая это место похожим на «Хрустальную ночь», – сказал Сьоберг. Закрытие случилось после того, как неонацисты организовали наблюдение за посещением центра и публиковали подробности об отдельных посетителях. «Мне нелегко это далось», – рассказала JTA Сьоберг, 56-летняя еврейская мать двух детей, о решении закрыть центр. «Я ненавижу отдавать неонацистам эту победу. Но я не могу нести ответственность за жизнь людей, находящихся под такими угрозами», – сказала она о еврейской общине своего города, состоящей 70 человек. Закрытие вызвало общенациональный скандал.

В условиях интенсивного освещения шведскими СМИ этого вопроса премьер-министр Стефан Лёвен упомянул об этом в речи, осуждающей антидемократические силы в его стране. Но возмущение мало изменило тот факт, что в Швеции мусульманский экстремизм и крайне правые являются частью более широкого круга вызовов еврейской общинной жизни. Поэтому, хотя еврейская община Стокгольма может расти, проблемы тем не менее заставляют некоторых шведских евреев бояться за свое будущее в качестве меньшинства. «У нас есть энергичная община в Стокгольме, но даже здесь мы сталкиваемся с множеством угроз, от мусульманского экстремизма до крайне правого насилия», – сказал Арон Верстедиг, президент Совета шведских еврейских общин, – организации, объединяющей около 6000 из 20 000 шведских евреев.

Ни одна из этих проблем не уникальна для шведских евреев: несколько еврейских общин в Восточной Европе страдают от неонацистских запугиваний, и многие евреи на западе континента испытали насилие со стороны радикальных мусульман. Проблемы, связанные с проживанием в качестве религиозного меньшинства в ультра-светском обществе, таком как шведское общество, также не связаны только с этой страной; они возникают в Скандинавии и за ее пределами. Но Швеция, возможно, единственная европейская страна, где евреи сообщают о критической конвергенции этих вопросов.

Например, крайне правое насилие не представляет особой озабоченности для евреев во Франции, где более 10 человек из общины погибли с 2012 года в результате антисемитских нападений со стороны мусульман. Напротив, мусульманский экстремизм не является реальной проблемой для евреев на Украине, где крайне правые националисты недавно напали на нескольких прихожан. Именно поэтому для некоторых лидеров еврейской общины в Европе шведское еврейство является чем-то вроде тестового примера для остальной части континента. «Проблемы, с которыми сталкивается сегодня еврейская община в Швеции, с грустью свидетельствуют о гораздо более широких явлениях, происходящих в Европе», – сказал Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса.

В южной провинции Скане 15-летний еврейский школьник, посещающий среднюю школу под Мальмё, по словам его отца, страдает от жестоких преследований в школе как от этнических шведов, так и от мусульманских иммигрантов «Лидер одной банды – афганский мальчик», – сказал JTA на условиях анонимности отец, израильтянин, который восемь лет назад переехал в Швецию на работу. Одно избиение произошло в прошлом году после того, как его сын отказался играть в футбол с командами под названием «Евреи» и «Палестинцы». Еще одно избиение было связано с этническим шведом, который дразнил еврейского мальчика, сказал отец. Его сын «неохотно ходит в школу. Он не хочет жить здесь. Он хочет вернуться в Израиль, как только ему исполнится 18 лет, пойти в армии и сразиться с арабами. Он стал очень правым», – сказал отец.

Генеральный секретарь шведско-израильской Ассоциации Дружбы Стефан Доцци также не понаслышке знает о двойной угрозе, с которой сталкиваются шведские евреи. Во время конференции политических активистов Альмедалена на прошлой неделе на острове Готланд, к югу от Стокгольма, он и активист организации подвергся физическому насилию со стороны неонацистов, которые попытались разместить свой баннер на флаге ассоциации в павильоне группы. Это был первый раз, когда про израильская группа создала павильон во время конференции в Алмедалене. Об этом широко сообщалось в шведских СМИ. Однако Доцци сказал: «Никто не писал о запугивании мусульман» в Альмедалене. По меньшей мере два человека, которых он описал как мусульмане, сказали ему, что они сожгут израильский флаг, выставленный в павильоне ассоциации. Доцци сказал, что флаг был украден во время перерыва в тот же день:«У нас есть два вида врагов», – сказал Доцци, который отметил, что у него есть еврейские корни. «Я думаю, что здесь будет только хуже, с мусульманами и неонацистами. В конечном итоге нам придется бежать из этой страны».

Доцци, который работает в организации полный рабочий день, сказал, что он чувствует себя «в большей безопасности в Израиле». Сьоберг сказала, что в Умео она сталкивается с различными формами антисемитизма, начиная от неонацистских угроз до «арабов, которые плюнули в меня на улице, когда я носила кулон «Звезда Давида». «Такие инциденты, связанные с мусульманами, находятся в мягкой части диапазона.

В прошлом месяце трое арабов были осуждены за то, что они бросали бомбы в синагогу Гетеборга на юге Швеции в декабре после того, как президент Дональд Трамп объявил, что посольство США в Израиле будет перенесено в Иерусалим из Тель-Авива. Это было одно из нескольких нападений на еврейские места богослужения на юге Швеции в последние годы, и особенно в Мальмё, где третья часть жителей этого города численность которых составляет 350 000 человек – мусульмане, а около 1000 жителей – евреи.

Прибытие сотен тысяч мусульман в Швецию, начиная с 1970-х годов, породило «меньшую терпимость к людям, которые воспринимаются как иностранцы», поощряя крайне правых. «Я не думаю, что они осмелились бы преследовать нас подобным образом 15 лет назад», – сказала Сьоберг. Смелость неонацистов в Швеции кажется необычной для Западной Европы, где правоохранительные органы во многих странах с горькие воспоминания о нацизме имеют относительно низкую толерантность к махинациям ультраправых. В 2015 и 2017 годах скинхеды дважды срывали в шведских школах лекции, переживших Холокост. И в прошлом году в Гётеборге сотни неонацистов отправились на демонстрацию в Йом-Кипур, чтобы отпраздновать свою ненавистническую идеологию. Первоначальный маршрут должен был пройти мимо синагоги, но городские власти не позволили им сделать это.

Часть проблемы, сказала Сьоберг, заключается в том, что после Второй мировой войны Швеция никогда не была денацифицирована – она ​​была официально нейтральной, но на практике сотрудничала с нацистской Германией. «Была огромная поддержка нацистов, но ни никаких репрессий против коллаборационистов, подобных тем, которые были в оккупированных страны после освобождения», – сказала она, ссылаясь на увольнение чиновников с влиятельных постов и судебные преследования во Франции, Италии, Нидерландах и за их пределами. В Умео у властей не было решимости отстаивать еврейскую общину, сказала Сьоберг.

Переговоры с городом о переводе еврейского центра в безопасное место резко закончились в прошлом году, сказала она, когда власти отказались от соглашения о создании Еврейского общинного центра и сдали предполагаемое помещение в аренду. «Они вынудили нас к бегству – не соблюдая соглашений и оставляя нас на произвол судьбы, когда нас преследовали неонацисты, отслеживающие наши приезды и отъезды. Мне пришлось выдернуть вилку из розетки», – сказала Сьоберг.

Заместитель мэра Умео, Маргарета Реннгрен, оспаривала ее отчет о переговорах. «Члены решили закрыть общину, муниципалитет не может взять на себя ответственность за это», – сказала Роннгрен JTA. «Воспрос о месте был актуальной проблемой, муниципалитет пытался помочь общине, но не мог в то время найти безопасное решение, отвечающее требованиям общины». Город «фактически предложил еврейскому общинному центру другое помещение, его пригодность с точки зрения безопасности была проверена нашим отделом безопасности, но община не одобрила это», – сказала она. «Закрытие еврейского общинного центра Умео очень грустно» и «очень серьезно, когда причинами являются угрозы и преследования».

Помимо яростных преследований, шведские евреи также должны иметь дело со строгим секуляризмом со стороны властей, которые иногда посягают на их обычаи. Ритуальный убой животных является незаконным в Швеции, и, хотя допускается обряд обрезания мальчиков моложе 18 лет, запрещение практики является предметом обсуждения. Еврейская пара в Гетеборге, хабадский раввин и его жена, сталкиваются с сотнями тысяч долларов штрафов за то, что они настаивают на домашнем обучении своих детей. А в марте два министра Кабинета министров призвали закрыть все религиозные школы. Даже на этом фоне еврейская жизнь торжествует, по крайней мере, в Стокгольме, как сообщила представительница общины Петра Кан Норд.

Столица, по ее словам, имеет три синагоги, Еврейский общинный центр с кошерным магазином и недавно открывшейся еврейской библиотекой. В Стокгольме также есть еврейский детский сад и еврейская школа «с длинным списком ожидания», – сказала Кан Норд, добавив, что община города растет с активным участием молодых прихожан и, по крайней мере, одной ежегодной еврейской учебной конференцией Лиммуд.

Но этот успех достигается за счет других общин, таких как Мальмё, где так мало евреев, что в еврейском детском саду теперь есть в основном не еврейские дети, признала Кан Норд. Она сказала, что некоторые евреи из ее родного города Мальмё, Гётеборга и других отправляются в Стокгольм из-за преследования. Но многие делают это «по позитивным причинам», потому что хотят жить более еврейской жизнью, – сказала Кан Норд. Поэтому, пока «еврейская община Стокгольма растет», в остальной Швеции «она просто угасает».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции