В Уильямсберге открылась первая галерея хасидского искусства
На прошлой неделе в Нью-Йорке открылась новая художественная галерея в необычном месте – в недрах еврейской сатмарской общины Уильямсберга в Бруклине, сообщает «Hyperallergic».
После праздничной церемонии перерезания ленточки 15 июня Галерея «Штетл» стала первой в Уильямсберге галереей хасидского изобразительного искусства. Он начала свою деятельность с групповой выставки семи художников – хасидов из Нью-Йорка и других мест. На открытии присутствовали художники и любителей искусства из местного сообщества, местные высокопоставленные лица и неожиданные гости, такие как кандидат в мэры Нью-Йорка Эрик Адамс и окружной прокурор Бруклина Эрик Гонсалес.
Основанная художником Залменом Глаубером галерея работает с миссией бросить вызов общепринятым представлениям о его общине как о замкнутом, ультраконсервативном сообществе, застывшем во времени. Галерея «Штетл» находится в отеле «Кондор» на Франклин-авеню, прямо в центре сатмарского анклава в Южном Уильямсберге. (Глаубер, который около девяти лет назад работал застройщиком, прежде чем стать художником, является совладельцем отеля.)
Тускло освещенный бальный зал на цокольном этаже был преобразован в галерею с картинами, скульптурами и инсталляциями, в том числе собранием работ самого Глаубера и его матери, художницы Мириам Лефковиц. Раввин Симха Вайнштейн, председатель комитета по делам религий Института Пратта, был приглашен провести разрезание ленточки. Прирожденный артист, он произнес яркую речь, приправленную несколькими шутками и каламбурами на идиш, которые вызвали смех у гостей. «Девять лет назад господин Глаубер сказал своей жене: я ухожу из сферы недвижимости и иду в художественную школу; она сказала: ты мешуга (сумасшедший)», – пошутил Вайнштейн. «Он все еще мешуга, но посмотрите, чего вы достигли», – заметил раввин Глауберу. «Вы можете одеваться в черно-белое, но вы принесли цвет в Уильямсберг!»
Большинство выставленных произведений относятся к хасидской жизни или библейским темам. Это включает серию Глаубера «Скрипач на крыше» из бронзы, в которой главный герой знаменитого мюзикла на идиш адаптирован к современности. Светящийся триптих Розы Катценельсон, хасидской художницы – новатора, представляет собой интерпретацию библейского перехода через Красное море. «Ван Гог рисовал цветы, Шагал рисовал призраков, но современные художники рисуют духовность», – поэтично воскликнул раввин Вайнштейн. «Каждый художник находится под влиянием своего окружения, и современные художники не отличаются друг от друга, они взаимодействуют друг с другом и изображают Тору через искусство».
Как сообщили «Hyperallergic» художники и посетители, галерея знаменует собой новую открытость к искусству в хасидском сообществе. Жена Глаубера Лия, которая работает директором по связям с общественностью галереи, подтвердила рассказ раввина Вайнштейна о том, что она была недовольна, когда ее муж начал посещать вечерние уроки в Школе визуальных искусств на Манхэттене в 2012 году. «Это должно было сказаться на мне», – сказала она. «Скульптура все еще в новинку в хасидском сообществе», – добавила г-жа Глаубер, объяснив, что практика ее мужа рисковала вступить в противоречие с законами Торы. В иудаизме любое изобразительное искусство, изображающее фигуру божества или его творение, отвергается как создание идолов. Но такие художники, как Глаубер, при поддержке некоторых раввинов, нашли творческое решение: если скульптура не изображает тело целиком без изъянов, ее нельзя считать идолом. Вот почему многие скульптуры Глаубера либо бюсты, либо неполные тела. Одна скульптура, изображающая полную фигуру человека, казалось, нарушает это правило, но при более внимательном рассмотрении выяснилось, что у этой фигуре отсутствуют глазные яблоки. У другой фигуры было только одно ухо.
Такой открытости к изобразительному искусству в хасидском сообществе не было, когда Каценельсон начала заниматься искусством более 20 лет назад. «Вначале на меня нападали за то, что я художница», – заявила она «Hyperallergic». «Временами это было болезненно, но теперь, слава Б-гу, люди меняются и становятся более открытыми для искусства». В галерее было также несколько редких работ, которые напрямую не касались еврейской духовности. Среди них были серии сюрреалистических и несколько непочтительных картин художницы и хасидской рок-звезды Липы Шмельцер (по прозвищу «Леди Гага хасидской музыки»). И основанные на природе концептуальные работы начинающего художника Джея Уольда, сделанные из яичной скорлупы, шипов дикобраза и даже ископаемых останков кита.
Среди других художников – участников были Пинни Ландау, который показал мастерские портреты лидеров хасидов и других членов общины, и 22-летний Гиллель Вайзер, самый молодой художник на выставке, среди акварелей которого есть недавняя работа, посвященная жертвам апрельской давки во время религиозного праздника в Израиле в результате которой погибли 45 ультраортодоксальных евреев. Почти половина участвующих художников работают на дневной работе вне сферы искусства; Вайзер, например, работает в магазине, а Уольд — мастер по обработке камня.
На протяжении всего мероприятия Глаубер сиял от счастья. В интервью «Hyperallergic» он объяснил, что, хотя галерея получила свое название от уединенных еврейских деревушек Восточной Европы (штетлов), ее взгляд обращен к более широкому миру. «Идея галереи состоит в том, чтобы создать платформу для художников – хасидов, чтобы показать свои работы, а также донести наши послания, эмоции и истории до широкой публики», – заявил Глаубер. «Я бы хотел, чтобы это создало своего рода диалог с другими сообществами». Галерея открыта для всех желающих посетить ее, если они уважают социальные традиции общины, особенно скромную одежду.
Глаубер добавил, что художникам – неевреям», также будет предложено выставить свои работы в галерее, если они «каким-либо образом связаны с хасидизмом». Этот сигнал внешнему миру лучше всего проявляется в крупномасштабной инсталляции Глаубера «Различие в гармонии», которая включает изображение скрипача с 18 выставленными скрипками, а также коллекцию шляп, представляющих различные еврейские религиозные движения, в том числе бейсболку «New York Yankees». В еврейском мистицизме число 18 обозначает слово «Жизнь» (на иврите «Хай»).
Ицхок Мулли, которого в Нью-Йорке называют «раввином поп-арта», назвал открытие новой галереи «прорывом». «Что интереснее искусства, так это реакция людей», – заявил Мулли. «Община жаждет такого места». «Но знаете, что меня поражает больше, чем прекрасное хасидское искусство?» – спросил Мулли, и тут же ответил: «Это то, что «Hyperallergic» освещает это событие … Наконец-то, мы пробились».