В прошлом году более 20000 израильтян обратились за португальским гражданством
За последние два года израильтяне стали самой большой группой иностранцев подавшей заявки на получение португальского гражданства, хотя немногие решают фактически жить в стране, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.
По данным Португальской иммиграционной и пограничной службы (SEF), число израильтян, желающих получить португальский паспорт в соответствии с законом 2015 года, принятым для потомков евреев, изгнанных во время инквизиции, в 2022 году достигло 20975. Они обогнали уроженцев Бразилии, население которой более чем в 20 раз превышает население Израиля и имеет давние культурные связи с Португалией, включая общий язык – их было 18591 человек. Израильтяне также были самой многочисленной группой в 2021 году, когда подали заявки 21263 человека.
Прилив интереса израильтян к португальскому гражданству начался после того, как в 2015 году Португалия приняла «закон о возвращении», позволивший потомкам португальских евреев-сефардов, пострадавших в 16 веке, подать заявление на получение гражданства. Правительство Португалии объявило о планах прекратить эту политику в декабре 2023 года, заявив, что цель возмещения ущерба «выполнена». В прошлом году эта политика привела к скандалу на фоне обвинений в мошенничестве и коррупции в еврейской общине Порту, одной из двух еврейских организаций (наряду с общиной Лиссабона), которые были сертифицированы для проверки заявок. В частности, община Порту подверглась критике за одобрение гражданства российского миллиардера Романа Абрамовича.
О натурализации Абрамовича стало известно вскоре после начала СВО, когда стало очевидно, что он может жить в Европе и бросить вызов европейским санкциям, введенным против российских олигархов. Его дело послужило толчком к уголовному расследованию процесса проверки в Порту, что привело к задержанию раввина общины Даниэля Литвака и резкому расколу в еврейских общинах Португалии.
Португальское гражданство имеет широкую привлекательность для израильтян, включая свободу передвижения, предоставляемую паспортом Европейского Союза. В Португалии более низкие налоги и более низкая стоимость жизни, чем в Израиле, хотя уровень доходов здесь также пропорционально ниже. Некоторых израильтян привлекают более низкие показатели приема в государственные университеты Европы и более низкая стоимость обучения для граждан ЕС. Вероятно, есть и политические мотивы.
Либерально настроенные израильтяне, встревоженные ультраправым правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху и его стремлением подорвать власть и независимость Верховного суда Израиля, выражают растущий интерес к переезду за границу. Других подталкивают страх и стресс, которые сопровождают жизнь в стране, постоянно находящейся в смертельном конфликте со своими соседями. Но, несмотря на всплеск интереса к гражданству, большинство израильтян, подавших заявки, не переехали в Португалию.
По данным SEF, хотя в 2022 году португальское гражданство имели 60000 израильтян, из них только 569 были резидентами Португалии. Для сравнения, в прошлом году в Португалии проживало 239744 бразильца. Многие граждане Израиля, страны, полной граждан, переживших эмиграцию в прошлом, могут руководствоваться стремлением иметь «план Б». Амикам, израильский медицинский работник, не назвавший своей фамилии, рассказал «The Portugal News», что подал заявление на получение гражданства в 2017 году, хотя у него нет планов эмигрировать. «Всегда хорошо иметь «план Б на случай, если дела в Израиле пойдут к худшему», — сказал он.