В Марокко возрождается исторический еврейский квартал
Когда-то кишащий людьми еврейский квартал туристической жемчужины Марокко, Марракеша, возрождается, так как посетители, в том числе многочисленные толпы израильтян, знакомятся с его уникальной культурой и историей. «Вы сейчас входите в последнюю синагогу в квартале», – говорит Исаак Охайон, демонстрируя туристам двор синагоги Лазама, которая находится в сердце еврейского квартала. «Многие посетители приезжают из Израиля – вы не поверите этому спросу!» – добавляет веселый 63-летний владелец магазина оборудования.
Это место молитвы и учебы было построено в 1492 году во время инквизиции, когда евреев изгнали из Испании. Она была известна как «синагога изгнанников», в ней принимали молодых берберов, которые обратились в иудаизм и ушли из деревень в регионе, чтобы изучать Тору, прежде чем, наконец, покинули Марокко в 1960-х годах. В комнатах, которые теперь превращаются в музей, выцветшие цветные фотографии рассказывают историю общины, которая рассредоточилась по всему миру – многие отправились во Францию, Северную Америку и в Израиль. Надпись под одной старо черно-белой фотографии, изображающей старика, сидящего на куче сундуков, говорит обо всем: «Они путешествуют в мечту, о которой они молились более двух тысяч лет».
Ребекке сейчас около пятидесяти лет и она выросла в Париже, но у нее «большая ностальгия» по Марокко и она возвращается сюда как можно чаще. «Еврейское агентство начало забирать самых бедных в 1950-х годах, а затем ушли все остальные после обретения независимости (от Франции) во время политики арабизации короля Хасана II», – говорит она. Еврейское агентство для Израиля является полуофициальной организацией, которая контролирует иммиграцию в страну.
«Последний молодой еврей»
До волны эмиграции в Марокко жила самая большая еврейская община в Северной Африке, размер которой оценивался в пределах от 250 000 до 300 000 человек. По неофициальным данным, сейчас осталось меньше 3000 человек. По данным переписи 1947 года, в Марракеше у подножия горного хребта Атлас проживало более 50 000 евреев. Теперь, 70 лет спустя, как полагают, остаются лишь около 100 человек, многие из которых очень пожилые люди. Еврейские дома внутри квартала были проданы мусульманским семьям за очень скромные суммы, а стены района были разрушены временем. «Иногда мы не можем собрать даже 10 человек для молитвы», – говорит одна женщина молящаяся в старой синагоге, предпочитающая оставаться анонимной.
Но на торжествах, посвященных концу праздника Суккот, который отмечается переход евреев через Синай после их исхода из Египта, и праздник Симхат Тора, в синагога звучат песнями, танцуют и угощают традиционными блюдами. Прихожанка синагоги говорит, что она «никогда не видела так много людей».
26-летний Иаков Ассаяг с гордостью называет себя «последним молодым евреем в Марракеше». «С тех пор, как квартал был восстановлен, становится все больше и больше туристов», – говорит ресторатор и певец. Проект восстановления, начатый чуть более двух лет назад, уже обошелся в 17,5 млн. евро (20,5 млн. долл. США). Площадь Ферблантье, большая пешеходная зона возле рынка специи, со скамейками и пальмами, на которых собираются туристические автобусы, также выиграла от реконструкции. Двадцать лет назад этот квартал был переименован в «Салам» («мир» на арабском языке), но в этом году его первоначальное имя «Эль Меллах» было восстановлено по приказу короля Мухаммеда VI «для сохранения исторической памяти» и развития туризма.
Чувствительная тема
Улицы с их охряными фасадами вновь получили названия, которые пишутся на табличках на иврите – синагога, например, находится на улице Талмуд-Тора. Внутри квартала есть что посмотреть. Туристы с фотокамерами энергично снимают витрины и резные деревянные двери домов в квартале. «Многие люди приезжают каждый год из Израиля на (еврейские) праздники, и в этом году их было еще больше, может быть, 50 000», – говорит израильский туристический гид Давид, возглавляющий группу из Тель-Авива, которая отправилась в восьмидневную поездку через Малагу в Испании. «Я чувствую себя как дома в Марокко, потому что я родился здесь», – добавляет 56-летний житель прибрежного израильского города Ашдод. Его родители покинули Марракеш в 1960-х годах, когда Давиду было всего четыре года, «потому что они были сионистами».
Охайон говорит, что туристы из еврейского государства часто поражены Марракешем. «Марокканские евреи не могут забыть свою родину и израильтяне, которые приезжают сюда, впервые найдут здесь почти невероятный дух терпимости, в то время как они живут под постоянным напряжением», – говорит он. Официально Марокко не имеет ни дипломатических, ни экономических связей с Израилем, поскольку это деликатная тема. Только два арабских государства, Египет и Иордания, подписали мирные договоры с еврейским государством. Но на самом деле существует мало препятствий как для бизнеса, так и для туризма. Марокканские СМИ сообщают, что торговый обмен между двумя странами в этом году составил более четырех миллионов долларов в месяц. Королевство, рассматриваемое как безопасное место, фиксирует более чем 10-процентный рост турпотока в период с января по август этого года по сравнению с 2016. В этом году Марокко уже посетили до восьми миллионов туристов.