Новости

В Лувре хранится ковер, возможно вытканный золотом жертв нацистов

21 мая 2021, 18:00 Холокост
Поделиться

В запасниках Лувра хранится настенный ковер площадью 30 кв. м, на котором выткан геральдический орел со свастикой на груди и крупные инициалы Адольфа Гитлера «AH», сообщает «The Art Newspaper».

Лозунг посередине — цитата из «Майн кампф»: «Кто хочет жить, тот должен бороться». В ковер вплетено 3,5 кг золотой нити. Внизу значится год создания — 1942. По предположению журналистов, хотя ни в одной из немногих официальных бумаг, относящихся к ковру происхождение золота, не уточняется, на золотую нить для ковра могли пойти переплавленные драгоценности, принадлежавшие еврейским семьям, отправленным в концлагеря, или золотые зубы тех, кого казнили в газовых камерах.

По данным, обнаруженным «The Art Newspaper» 22 апреля 1949 года ковер прибыл в пункт сбора армии США в Мюнхене, куда свозили перемещенные во время войны ценности. В отчете Эли Дубински, представителя Франции в пункте сбора, говорится, что 3,5 кг золота для гобелена были предоставлены нацистской партией. Сначала считалось, что он был создан в Париже на старейшей фабрике «Gobelins». Однако после экспертизы, проведенной в 1949 году официальным уполномоченным, француженкой Роз Валлан, выяснилось, что ковер был выткан на фабрике в Нимфенбурге, на окраине Мюнхена.

Тем не менее начальник мюнхенского пункта сбора Стефан Мансинг распорядился отправить шпалеру во Францию. Это было неожиданное решение, поскольку Франции должны были возвращать только произведения искусства, вывезенные из страны. Уже со следующим конвоем, 9 июня 1949 года, ковер отправили в Париж. Вскоре после этого он был передан в Лувр.

Шпалера не принадлежит Лувру, она хранится в музее как объект программы «Восстановление национальных музеев», как и еще 2000 произведений, обнаруженных в Германии в 1945 году. Считается, что это предметы из Франции, имена владельцев которых неизвестны, так что вернуть их невозможно. Коллекция «Восстановления национальных музеев» должна быть доступна публике, что, как сообщают правила программы, «исключает длительное хранение в запасниках». Однако, по понятным причинам, ковер никогда не выставлялся, и даже его цветные фотографии нигде не публиковались. Теоретически власти Германии могли бы попытаться вернуть артефакт на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым.

В Лувре запрос «The Art Newspaper» переадресовали в Министерство культуры, где признали, что ковер «действительно отправили во Францию, хотя создан он был в другой стране». При этом Министерство изменило статус предмета. Прежде в архивах музея он значился как «вероятно, трофейное искусство» — через пять дней после запроса газеты экспонат стал «не трофейным». По словам пресс-секретаря, в музее просто исправили ошибку, поскольку «нет конкретной жертвы» конфискации или принудительной продажи.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции