Новости

В Лондоне открылась фотовыставка «Увидеть Аушвиц»

21 октября 2022, 14:30 Великобритания
Поделиться

Это образы ужаса: ворота самого печально известного из нацистских лагерей смерти; толпы людей, испуганно прижимающих к себе детей или скудное имущество; дымящиеся трубы крематориев, где сжигали их тела, пишет журналистка «The Guardian» Гарриет Шервуд.

Эти фотографии, сформировавшие представление об Аушвице, были сделаны виновниками Холокоста. Это записи о проделанной работе: убийстве более миллиона человек. Новая выставка «Увидеть Аушвиц», которая открывается 20 октября в Лондоне, прямо противостоит этому. «Эти фотографии вовсе не являются нейтральными источниками: мы смотрим на кусочек реальности, но с точки зрения нацистов», — заявил ее главный куратор Пол Салмонс. «Необходимо остановиться и проанализировать их, чтобы действительно увидеть, что действительно раскрывает каждое изображение не только о месте и моменте, но и об их авторах, изображенных людях и даже о нас самих как зрителях».

Фотографии взяты из альбома, обнаруженного пережившим Холокост после Второй мировой войны. Аушвицкий альбом содержал 193 фотографии, документирующих прибытие людей в лагерь смерти и отбор тех, кто будет отправлен в газовые камеры. Снимки были сделаны за трехмесячный период 1944 года, когда в Аушвице было убито около 400000 человек, почти все евреи. Всего там было убито более 1,1 миллиона человек. Альбом является «замечательным историческим источником, который повлиял на наше понимание этого места. Но это также очень проблематично», — заметил Салмонс. Фотографы, скорее всего, эсэсовцы Эрнст Хофманн и Бернхард Вальтер, открыто говорили о своей роли, иногда стоя на возвышении, например, на крыше поезда, для лучшей композиции и перспективы. «В этих фотографиях нет ничего секретного», — заявил Салмонс. «То, что мы видим на этих изображениях, — это взгляд убийцы. Когда мы видим, как люди прибывают или проходят сортировку, мы видим именно то, что они хотят, чтобы мы видели — эффективный процесс. То, чем они гордятся».

На выставке некоторые детали были увеличены, чтобы «очеловечить» объекты «расчеловечивания» нацистов. Женщина взялась за руки с мальчиком рядом с ней; ребенок смотрит прямо в объектив камеры. «Если мы более внимательно посмотрим на то, что для фотографа является безликой толпой, мы сможем выделить отдельных лиц. Мы можем попытаться очеловечить их, мы можем посмотреть на взаимодействие, происходящее, например, между одним из заключенных и одним из новоприбывших», — сказал Салмонс. «Мы знаем, что заключенные иногда шепотом давали поспешные советы, даже если это было сопряжено с большим риском. Очень часто наш взгляд упускает из виду такие детали. Так что в некотором смысле я думаю, что эта выставка посвящена более пристальному взгляду».

Изображения из Аушвицкго альбома сопоставлены с четырьмя размытыми фотографиями, сделанными с огромным риском членами зондеркоманды, группы заключенных, которых эсэсовцы заставляли очищать газовые камеры от трупов, удалять золотые зубы и отвозить тела в крематории. Есть также рисунки заключенного, известного как М.М., которые были спрятаны внутри бутылки. Они изображают жестокость охранников и страдания разлученных и отправленных в газовые камеры членов семьи. 93-летняя Рене Солт прибыла в лагерь в возрасте 15 лет в сопровождении родителей. В давке она потеряла отца из виду и больше никогда его не видела. Она и ее мать пережили Аушвиц, рабский труд в доках Гамбурга и Берген-Бельзен, еще один лагерь смерти на севере Германии. Ее мать умерла через 12 дней после его освобождения британскими солдатами. По ее словам, когда она увидела изображения на выставке, у нее «разбилось сердце». Боль «никогда не уходит, но она поражает вас каждый раз, когда вы видите эти сцены». Она не рассказывала о своем опыте в течение 50 лет, но в последние десятилетия она рассказывала свою историю тысячи раз. По ее словам, если люди узнают правду, «может быть, мы сможем остановить еще один Холокост». Работа выставки продлиться до конца декабря.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции