В латвийской Краславе прошел день еврейской культуры
В рамках столетнего юбилея, который в этом году отмечает Краслава, в «городе у реки» состоялись мероприятия под общим названием «Пейзажи прошлого», сообщает Rus.LSM.lv.
Вспоминали канувший в небытие еврейский мир и выдающихся художников-уроженцев Краславы — Абеля Пана и Наума Аронсона. Юбилей начали праздновать 16 апреля — именно в этот день в 1923 году местечко Краслава получило права города, о чем информировала газета “Valdības Vēstnesis”. Rus.LSM.lv писал об открывшейся тогда в местном историческом и художественном музее большой выставке «100 лет городу Краславе. Рожденные в Краславе» и презентации электронной книги «Краслава и краславчане сквозь призму переписи населения».
Прошло два месяца, и 16 июня в Краславе говорили о двух всемирно известных художниках, здесь родившихся, и о еврейской культуре в целом. Научные чтения посвящались скульптору Науму Аронсону (1872 — 1943) и «самому еврейскому художнику» Абелю Пану (1883 — 1963). Первый лепил Льва Толстого и Афанасия Фета, Григория Распутина и Владимира Ленина, Луи Пастера и Джорджа Вашингтона. В 30-е годы прошлого века, живя в Париже, Аронсон приезжал в родную Краславу и помогал еврейским детям Латгалии — создавал лагеря, существовавшие исключительно на пожертвования скульптора, руководила же ими его сестра Ханна. В Краславе в честь Наума Аронсона названа улица.
Второй рисовал с натуры страшный Кишиневский погром, выставлялся в Париже вместе с Матиссом и Ренуаром, иллюстрировал библейские сюжеты, и в США пресса единодушно назвала Пана «самым еврейским художником». Похоронен в Иерусалиме, ряд работ хранится в музее “Яд Вашем”. О художниках рассказали лектор Латгальского филиала Академии художеств Латвии Эвия Василевская и историк, основатель и директор музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии» Иосиф Рочко.
Рочко в присущей только ему манере, где исторические и зачастую трагические факты переплетаются с анекдотами и неподражаемым еврейским юмором, познакомил с бытом и традициями евреев, показал фрагмент свитка Торы, тфилин, талит, угостил всех мацой. «Абель Пан — художник мирового масштаба, но в Краславе его пока знают недостаточно. Надо внедрять его в сознание горожан, и сейчас мы делаем первые шаги в этом направлении. Для начала хорошо бы назвать одну из улиц города именем Пана. Будем честными — повторить опыт Даугавпилса с Марком Ротко не удастся, Краслава — очень маленький город. Да и не стоит повторяться, нужно идти своим путем. Мы постараемся установить контакты с наследниками Абеля Пана, ведь личные связи всегда важны, как, например, у Кейт Ротко с Фаридой Залетило (куратор выставок и экспозиций Арт-центра им. М. Ротко). Будем работать», — поделилась с Rus.LSM.lv руководитель Управления культуры и туризма Краславского края Инга Голдберга.
На чтениях присутствовал заместитель посла Израиля в Латвии Гал Рудиш. Он подчеркнул, что приехать на родину Абеля Пана — большая честь, и выразил радость по поводу символического возвращения Пана в Краславу. Председатель Краславского самоуправления Гунар Упениекс, приветствуя участников и гостей, заявил о надежде наладить сотрудничество с посольством Израиля. День еврейской культуры продолжился открытием двух уличных экспозиций, одна из которых будет постоянной.
«Галерея на стене заброшенного дома — моя идея. Очень рада, что удалось воплотить, и спасибо всем за поддержку», — не скрывала своей гордости И. Голдберга. Подробнее об этом проекте Rus.LSM.lv рассказала художница, замдиректора Краславской музыкально-художественной школы Майя Шульга: «Наша рабочая группа выбрала пять художников, родившихся в Краславе и Краславском крае и ставших известными далеко за пределами родного города. Тут такая трансформация наших пяти весел (см. историческую справку): Абель Пан и Наум Аронсон — евреи, Ванда Зевалде — латышка, Павил Глауданс — латгалец и Петерис Миронович — поляк. На баннеры репродуцированы работы этих художников. В местном музее есть оригиналы всех, кроме Пана. С Паном вообще было сложно, в Интернете репродукции технически невысокого качества, но ничего, трудности мы преодолели. Изготовил баннеры Андрис Тамс, наш краславчанин, работающий в Даугавпилсе. Получилась вот такая уличная галерея. На этом месте раньше находилась деревянная синагога, в которой, по некоторым сведениям, был раввином отец Абеля Пана. Всё очень символично. В будущем в галерее возможны изменения — с Краславой связаны многие талантливые художники». Майя также прокомментировала и другой проект — «Краслава открывает окна в мир»: «Деревянные окна — одна из визитных карточек города, и в этом году мы предложили выпускникам нашей школы такой вот «оконный» проект. Школа в трех местах реализует свои программы — в Краславе, Дагде, Индре. Дети в марте презентовали эскизы, у них было пару месяцев на их реализацию. Фотографировали реальные краславские окна, дальше — композиция, цветовая гамма, техника — их выбор. В результате создано 27 работ в разной технике — от живописи до горячего батика. «Окна» мы еще выставим в июле на Празднике города, потом они отправятся в путешествие — в Дагду и другие места.
Есть утопическая идея — в будущем украсить этой коллекцией фасад какого-нибудь заброшенного здания. К сожалению, много зданий, которые не используются, и такая экспозиция их облагородит».
Завершился День еврейской культуры концертом клезмерской музыки — на главной площади Краславы выступил «Rakija Klezmer Orkestar» из Вильнюса.
Историческая справка Еврейская община в местечке Креславка зародилась в 1764 году, когда Латгалия была частью Речи Посполитой. В 1766 году в Креславке жили 840 евреев, в 1897-м евреев было 4051, что составляло 51 процент населения. В 1923 году местечко получило статус города. Одним из первых мэров города стал Моисей Рабинович, он придумал герб Краславы — ладью на синем фоне с пятью веслами, символизирующими пять основных национальностей горожан: русских, евреев, латышей, поляков, белорусов. В 1935 году в Краславе проживало 1444 еврея — 34% населения. В городе было несколько синагог, действовали различные сионистские организации, работала еврейская основная школа. Из 372 магазинов, лавок, чайных и трактиров 350 принадлежали евреям, из 18 промышленных предприятий и мастерских одиннадцатью владели евреи. Войска нацистской Германии вошли в Краславу 27 июня 1941 года. Сразу же начались расстрелы евреев, многих отправили в Даугавпилсское гетто, где большая часть была уничтожена. В настоящее время еврейской общины в Краславе нет.