В Киеве вышел роман о жизни боксера и партизана Ильи Гольдина
В киевском издательстве «Лаурус» вышел роман Алексея Никитина на двух языках, посвященный жизни партизана – еврея Ильи Гольдина, четырехкратного чемпиона Украины по боксу в тяжелом весе, сообщает «Радио «Свобода» (включено Минюстом в список СМИ-иностранных агентов).
На русском он вышел под названием «От лица огня», на украинском – под названием «Бат-Ами». Гольдин, история которого рассказана на основании документального расследования, проходит путь от рядового до руководителя одного из подразделений Красной Армии, от жестоких боев 1941-го, партизанского опыта и нацистского плена, до разведчика, заброшенного офицерами НКВД в оккупированный Киев и погибшего там в 1942 году.
В интервью подкасту «Свободы» «Вавилон Москва» Никитин заявил, что ядро книги составили документы из агентурного дела Гольдина, рассекреченные в 2011 году. «Это первый роман, в котором я не придумывал ничего. Я заполнял какие-то лакуны, но эпизоды, определявшие ход событий, придуманы не мной, они взяты из документов, из воспоминаний родственников, они реальны… Главный герой – человек, которого в идеале видела советская власть, вот кого они хотели создать», – заметил он. Подчеркнув, что Гольдин погиб именно потому, «что системе все равно, когда отправляют еврея в 1942 году в Киев, прекрасно зная, что происходит в Киеве. И он это знает… но, тем не менее, считает, что должен». Помимо того, что Гольдин был евреем, он был широко известен в городе.
Никитин также сделал более широкое обобщение, заявив, что мощный ассимиляционный процесс, который запустила советская власть в отношении евреев, привел к тому, что они становились своими для украинцев, для русских. «Дети учились в одних школах, сидели за одними партами, пели одни песни, влюблялись в тех же девочек. Когда пришли нацисты в Киев и был взорван Крещатик, и тех, кто остался без жилья, попытались поднять на погром, они сказали: наши евреи не взрывали Киев. На советской части Украины погромов почти не было, и это тоже результат ассимиляционной практики», – подчеркнул он.
Он также рассказал как проходил процесс втягивания коллаборациониста в массовые убийства евреев. «Ведь что происходило? Скажем, объявляется набор в полицию. В любой стране, в любой ситуации: объявляют набор в полицию. Почему туда человек идет? Это государственная служба, он будет при власти, семья обеспечена. Он не слишком думает, к чему это может привести. И когда он стоит уже с винтовкой на краю ямы и ему надо стрелять, в этот момент если он отказывается – его уничтожат. Человек изначально не очень понимает, на что он соглашается, и потом поздно делать шаг назад, не каждый сможет», – заявил Никитин.