В Италии «добрый самаритянин» восстанавливает еврейское кладбище, заброшенное на протяжении веков
Сразу за деревянной дверью в каменной стене находится небольшой тихий сад. Посреди его зелени, стоят надгробия евреев, которые когда-то жили в маленьком городке Остиано. В этом городке с населением чуть менее 3000 человек, в малоизвестном уголке долины, древнее еврейское кладбище оставалось заброшенным до 1980-х годов. В 1987 году Джузеппе Минера, ныне 59-летний вышедший на пенсию ремесленник и плотник-католик, живущий в коммуне Пралбойно, решил привести его в порядок и попросил разрешения у соседней еврейской общины Мантуи, которой принадлежит право собственности на кладбище.
«Я помню, что трава была очень высокой – она выглядела как джунгли», – говорит хранитель «The Times of Israel». «Я убирал и ремонтировал кладбище за свой счет. Я пожертвовал часть своего времени, не попросив ничего взамен. Я подстриг траву, выкорчевал ежевику, поставил упавшие и сломанные надгробия на место и обновил выгравированные буквы, которые стали неразборчивыми». Лучшее время для работы было летом, говорит Минера, когда он «выкраивал время вечером после работы или в воскресенье». На небольшом кладбище 19-го века насчитывается около 40 надгробий, самое старое из которых датируется 1812 годом, а самое последнее — 1943 годом.
Со времени окончания Второй Мировой войны это место несколько раз грабили или оскверняли. Некоторые надгробия были украдены; другие перенесены. Минера отремонтировала помещение, которое когда-то использовалось для временного хранения тел до захоронения, и где теперь, в корзине, собирают камни, чтобы положить, согласно еврейской традиции, на могилы близких. «Сейчас кладбище хорошо отремонтировано и прибрано», – говорит Минера. «Когда у меня есть свободное время, и когда это необходимо, я подстригаю траву и ветви растений и очищаю надгробия от пыли». По воскресеньям хранитель сопровождает туристов и посетителей, которые хотят полюбоваться кладбищем, большинство из которых не евреи. «На самом деле, я должен сказать, что мало кто из евреев интересуется этим кладбищем… Но я получил много запросов от ученых и любителей местной и еврейской истории, а также от людей, которые слышали об этом месте», – говорит он.
Немногие из жителей Остиано посещают это место. «Местные историки всегда пренебрегали этим, возможно потому, что оно было непригодно для изучения до 1980-х годов», – говорит Минера. «Студенты, особенно те, кто исследует и изучает иудаизм, более любопытны». Из-за его интереса к ботанике и озеленению, Минера сделал кладбище более приятным, посадив сирень, гибискус и кусты форзиции – превратив его в сад. Его усилия, кажется, окупились – многие посетители описывают кладбище Остиано как место, источающее духовность.
Минера изучал иврит, чтобы перевести эпитафии, и воссоздал истории тех, кто был похоронен на кладбище, с помощью архивных исследований и устных историй, рассказанных ему их родственниками. Например, среди похороненных был Анджело Финци, который был избран мэром Остиано в 1864 году и был первым мэром-евреем после объединения Италии в 1861 году. Надгробия в память о жителях Остиано Джакоббе Вита Финци и его жене Чела Норса не упоминают об иудаизме, «вероятно, из-за того, что у пары было восемь детей, которые обратились в христианство», – говорит Минера. Другие усопшие, такие как Саломоне Намиас, известный как Момоло, уроженец Карпи в провинции Модена, получили честь, быть упомянутыми как на могиле, так и на памятной стеле, где также были выгравированы имена его супруги и детей.
Первое письменное упоминание о существовании Остиано относится к средневековью, и датируется 1014 годом, когда город был важным портом на реке Ольо и принадлежал аббатству Лено. После ожесточенных споров разных знатных семей, в 1414 году Остиано стал частью владений династии Гонзага, которая правила Мантуей. Гонзага выступали за создание еврейской общины в Остиано, которая в итоге насчитывала несколько десятков человек. Кладбище свидетельствует о древнем еврейском присутствии там, наряду с остатками синагоги, сохранившейся внутри крепости, окружающей замок Гонзага. С 1746 по 1859 год, с перерывом на наполеоновский период, этот район попал под контроль Австрии. В результате ряда административных перестановок городок неоднократно присоединялся то к провинции Брешиа, то к провинции Мантуя. В 1868 году, после объединения Италии, он был окончательно передан в провинцию Кремона, с которой он был физически связан в 1891 году первым стационарным мостом на реке Ольо.
В 1788 году австрийский император Иосиф II подписал указ, обязавший тогдашние еврейские общины определять место за пределами города для захоронения своих покойников. Указ также установил минимальное расстояние, на которое кладбища должны были отстоять от жилого района, и давал указания относительно их размера.
«Почему я забочусь о кладбище Остиано?» – говорит Минера. «У меня большая увлеченность иудаизмом и еврейской культурой. Я считаю, что людей, похороненных здесь, следует помнить не как мертвых, а за то, что они делали, когда были живы». «Кладбище Остиано неизвестно местному населению – к сожалению, здесь царит атмосфера безразличия и незаинтересованности. Я хотел бы повторить, что это не наполеоновское кладбище, как многие ошибочно полагают», – говорит он. В 1980-е годы хранитель провел несколько месяцев в кибуце Рухама в израильской пустыне Негев, где он работал на полях и на кухне. «Именно здесь я выучил иврит, и у меня все еще есть много друзей итальянского происхождения, которых я хотел бы поблагодарить и поприветствовать», – говорит Минера.
Эмануэле Колорни, президент еврейской общины Мантуи, говорит, что работа Минеры «необходима». «Он – уникальный человек, учитывая, что он католик и делает то, что должны делать, но не делают, многие евреи», – говорит Колорни. «Он утонченный и достойный похвалы человек. В дни празднования еврейской культуры и памяти о Холокосте он приветствует посетителей и рассказывает о еврейской истории, вдохновленный именами на надгробиях». «Нам нужны средства, чтобы сохранить эти важные места для иудаизма открытыми и доступными», – говорит Колорни, обращаясь к общественности. Минера получил благодарность от Эмануэле Пасифики, еврейского историка, пережившего Холокост, и исследователя итальянского Холокоста, который отправился в Остиано, чтобы каталогизировать кладбище. Родственники умерших также поблагодарили смотрителя за его работу.
«Эта инициатива заслуживает не только признания, но и благодарности, потому что она свидетельствует о чувствительности и сознательном желании не допустить, чтобы память о тех еврейских семьях, которые жили в маленьком городке Остиано и внесли свой вклад в развитие этих земель, канула в лету», – написал в письме Минере житель Милана Умберто Финци.
Миссия хранителя еще не закончена. Три года назад он обратился к правительственному органу, который осуществляет надзор за художественным и культурно-историческим сохранением, за разрешением на восстановление каменной стены. Он все еще ждет ответа. «Смотритель, который работал здесь до меня, жил в соседнем доме, но он был болен», – говорит Минера. «Кладбище было заброшено и использовалось как свалка, Люди, проезжающие мимо, бросали здесь мусор». Помимо Остиано, Минера в настоящее время восстанавливает другие кладбища вокруг Мантуи в городах Боззоло, Саббионета, Помпонеско и Виадана. «Это районы, относящиеся к еврейской общине Мантуи», – говорит Минера. «Им нужно больше внимания и реконструкция, но финансовых ресурсов мало, а люди, которые должны о них заботиться, стареют».