В Голландии одна из самых дорогих менор мира остается незамеченной, находясь у всех на виду
Ничто во внешнем виде экспоната MB02280 в Еврейском историческом музее Амстердама не говорит о том, что это самая дорогая ханукальная менора в столице.
Высота ханукии, выполненной в форме скрипки, составляет всего 16 дюймов. Ее основание поддерживает восемь съемных плошек для масла, которые должны были исполнять роль свечей на Хануку, когда евреи зажигают свечи в память о восстании 167 г. до н. э. против греков. Они расположены напротив гладкой, отражающей поверхности меноры, края которой украшены сложными рельефами в стиле рококо. Но, несмотря на все ее прелести, менора Ньювенхейса – ее создателем был нееврей, серебряных дел мастер Харманус Ньювенхейс, – не выделяется среди других менор, которые демонстрируются рядом с ней в музее.
Далеко не самая старая из них, менора, конечно, не выглядит так дорого, хотя ее стоимость составляет 450 000 долларов. Менора Ньювенхейса может оставаться незамеченной публикой, потому что ее ценность «больше в ее истории, чем в ее физических характеристиках», – сказала Ирине Фабер, хранитель коллекции музея. Сделанная в 1751 году для неизвестного еврейского мецената, история меноры Ньювенхейса отражает пеструю историю голландского еврейства. Она также связана с королевской семьей страны, а также с евреем-героем войны, который отдал жизнь за свою страну и дал свое имя одной из самых известных туристических достопримечательностей Амстердама.
Цена меноры Ньювенхейса, которая не имеет официального названия, примерно известна, потому что очень похожая менора, сделанная тем же серебряных дел мастером, была продана за беспрецедентные 441 000 долларов на аукционе в 2016 году. Первоначально предполагалось получить не более 15 000 долларов США. Одной из причин для подобного торга было то, что менора была частью коллекции известной семьи португальских евреев Мадуро, наследник которой стал одним из самых знаменитых героев войны в Голландии. Нацисты убили Джорджа Мадуро в концлагере Дахау после того, как они поймали его за переправкой раненых британских летчиков назад в Англию. В 1952 году его родители построили в его память одну из достопримечательностей Голландии – Мадуродам, миниатюрный город.
«Я полагаю, что связь с семьей Мадуро подняла цену», – сказал Натан Боушер, директор аукционного дома Corinphila на юге Амстердама, который занимался предметами, связанными с известными голландскими евреями. Помимо меноры, выставленной в Еврейском историческом музее, в Нидерландах есть еще одна очень дорогая четырехфутовая менора Ринтеля, которую Еврейский исторический музей купил в прошлом году за колоссальные 563 000 долларов. Гораздо более заметная, чем скромная менора Ньювенхейса, менора Ринтеля была изготовлена в 1753 году из чистого серебра и весит несколько килограммов. В настоящее время она сдается в аренду музею Кроллера-Мюллера в 50 милях к востоку от Амстердама.
Еврейский исторический музей не намерен продавать менору Ньювенхейса, сказала Фабер, хотя он мог получить еще более впечатляющую цену из-за ее происхождения: она была куплена покойной королевой Нидерландов Вильгельминой в качестве подарка для ее матери и передана музею ее правнуком, королем Виллемом-Александром. «Мы не знаем, кто заказал эту работу, но судя по репутации художника и объему труда, который он вложил, это была, вероятно, богатая еврейская семья, возможно, сефардского происхождения», – сказала Фабер на прошлой неделе в музее.
В центре объекта находится украшение округлой формы, «которое, вероятно, содержит инициалы владельца в вензеле», – сказала Фабер, – но мы не смогли их расшифровать. Это загадка. Вензель был одним из нескольких техник, которые Ньювенхейс и другие христианские серебряных дел мастера в Нидерландах разработали для своих богатых еврейских клиентов. До 19-го века евреям не разрешалось быть серебряных дел мастерами в Нидерландах, потому что они были исключены из голландских гильдий серебряных дел мастеров, которые были упразднены в 1800-х годах. «Это исключение было выгодным для гильдии, потому что оно не давало развиваться конкуренции, но это означало, что христианские кузнецы должны были стать экспертами в создании еврейских религиозных артефактов, подобных этой меноре», – сказала Фабер.
Работы, подобные меноре Ньювенхейса, выставленные в музее, иллюстрируют, что некоторые еврейские клиенты явно были любителями искусства с изысканными вкусами. В то время как менора Мадуро была симметричной, выполненной в стиле барокко, менора Ньювенхейса асимметрична с украшениями в стиле рококо, которые были «довольно авангардными для своего времени», сказала Фабер. Гладкие поверхности – «еще один смелый выбор, демонстрирующий изящество», – добавила она.
В 1907 году королева Вильгельмина купила ее на аукционе, чтобы подарить своей матери, принцессе Эмме. Эта покупка может показаться несущественной современному наблюдателю, но ее значение становится очевидным, если рассматривать ее на фоне институционализированного антисемитизма среди других европейских королевских домов и правительств. Немецкий император Вильгельм II, современник Вильгельмины, был страстным антисемитом, который в 1925 году сказал, что «евреи и комары — это неприятность, от которой человечество должно избавиться так или иначе», добавив: «Я считаю, что лучший способ-газ». Бельгийский король Леопольд III был более политически корректным, великодушно заявив в 1942 году, что у него «нет личной враждебности» по отношению к евреям, но объявив их, тем не менее, «опасностью» для его страны. Он не возражал, когда немцы и их пособники начали депортировать бельгийских евреев.
Но в Нидерландах, где тысячи евреев нашли убежище после бегства от испанской и португальской инквизиции 16-го века, королевские семьи не только воздержались от таких заявлений, но и искренне «интересовались другими конфессиями, в том числе и еврейскими», – сказала Фабер. «Евреи всегда находились под защитой Королевского дома». Всегда, за исключением 1940-45 годов, когда королева Вильгельмина и Королевский дом бежали в Соединенное Королевство. Вильгельмина в своих радиообращениях к голландскому народу в течение пяти лет ссылки лишь трижды упоминала о страданиях своих еврейских подданных.
В то время как до войны «евреи всегда искали помощи у Королевского дома», но во время и после войны «оказалось, что Вильгельмина не слишком много думала о евреях», – сказала Фабер. Это стало «пятном» на отношениях между голландскими евреями и Королевским домом, в которых произошел «разрыв». Но ситуация постепенно изменилась в послевоенные годы. Тот факт, что король Виллем-Александр, правнук Вильгельмины, в 2012 году подарил Еврейскому музею на 90-летие «менору Ньювенхейса в бессрочное пользование», символизирует исцеление разрыва», – сказала Фабер.