В Еврейском музее в Нью-Йорке выставлены 650 работ из запасников
Войдя в галерею третьего этажа Еврейского музея в Нью-Йорке, вы попадаете в кабинет антиквара, где ваше внимание привлекают сотни объектов, некоторые из которых никогда не выставлялись. Здесь можно увидеть макет древнего Иерусалимского Храма в бутылке, недавно полученный чехол от свитка Торы, подаренный музею Международной синагогой JFK. Тут же есть пивная стойка, украшенная Звездой Давида, и крошечное золотое сердце, переданное матери ее сыном.
Это головоломка для кураторов: как решить, что выставляется, и что остается в коробке. По иронии судьбы, наличие более 30 000 артефактов, охватывающих 4000 лет истории, в постоянной коллекции музея, усложняет процесс отбора для сотрудников Еврейского музея. Кураторы должны избегать повторения – сколько пар шаббатных подсвечников достаточно, чтобы понять суть? И их задача состоит в том, чтобы рассказывать истории через артефакты — каким бы редким не был объект, он не может быть добавлен в экспозицию, если он не вписывается в конкретный рассказ. Все это означает, что в любой момент показывается только часть постоянной коллекции музея. До сих пор это было так. В следующем году третий этаж музея будет служить своеобразным «чердаком еврейской культуры», так как в нем выставлено более 650 работ от старины до современного искусства – многие из них впервые.
Но новая выставка – это больше, чем простое количество и широта охвата объектов из собрания музея. «Сцены из коллекции» показывают, как эти предметы относятся к более обширной истории о том, как еврейская культура пересекается с искусством. «Вместо того, чтобы представлять один рассказ, каждая часть предлагает другой фильтр, через который вы можете увидеть искусство», – говорит Клаудиа Гульд, директор еврейского музея имени Хелен Гольдсмит Меншель, о выставке, которая готовилась пять лет.
Экраны позволяют посетителям исследовать историю коллекции музея и рассмотреть, что, почему и как музей собрал то, что он имеет. «В выставке нет одного пути, который вы должны принять. Нет единого способа пройти через это. Мы не хотели навязывать повествование; мы хотели, чтобы объекты говорили сами за себя. Мы не хотели, чтобы авторитетный голос сказал вам, что все это значит, мы просто хотели дать достаточно информации, чтобы стимулировать ваше мышление», – сказала старший куратор музея Сюзан Л. Браунштейн.
Чтобы посетители не чувствовали себя подавленными, кураторы разделили выставку на семь разных отделов или сцен. Хотя выставка будет экспонироваться в течение нескольких лет, ее содержание не будет постоянным. Объекты в пяти из семи разделов будут меняться, чтобы можно было показать разные артефакты. «Иудаизм, похоже, не стоит на месте. Он меняется, и мы хотели, чтобы выставка обладала такой гибкостью, чтобы показать, что нет необходимости в одном повествовании», – сказал Браунштейн.
Отдельные работы из коллекции музея будут представлены в разделе «Шедевры и курьезы». Центральным элементом этой сцены является очаровательный браслет, который создала Грета Перльман, в то время бывшая заключенной в концентрационном лагере Терезиенштадт. Несмотря на ужасающие условия, она собрала 20 брелков и значков, которые размещены на браслете. В их числе – миниатюрный горшок с написанными на нем датами ее дня рождения и депортации, и пуля, чтобы напомнить ей о том, где она была. Как ни пронзительна история браслета, история о золотом сердце, подаренном сыном матери в День матери еще более ужасна. Манфред «Фреди» Эрлих из Вены был подростком, заключенным в Терезиенштадте. 5 сентября 1943 года он подарил своей матери кулон. Три недели спустя 17-летний мальчик был отправлен в Освенцим, где его убили. Его мать выжила.
Раздел «Знаки и символы» исследует способ отображения определенного знакового элемента или мотива в различных работах. Он исследует значение Звезды Давида в еврейском контексте, а также то, как другие культуры интерпретировали шестиконечную звезду. Тут есть богемской ханукальный светильник, звезда на которой является эмблемой этой чешской еврейской общины, есть предметы персидской и индийской иудаики, где она используется как выражение сионистских настроений.
Как изображаются евреи и как евреи изображают себя? Это вопрос задала помощник куратора Авива Вайнтрауб, и она хотела ответить на него в «Друзьях и семье», в начале серии «Телевидение и за его пределами». В течение следующих шести месяцев в этой сцене будет представлен ряд меняющихся телевизионных клипов, в которых рассказывается, как такие телесериалы, как «Чокнутая бывшая», «Очевидное» и «Оранжевый – хит сезона» занимаются вопросами религии, этнической принадлежности и разнообразия. «По телевизору показывают так много интересных еврейских персонажей. С этим, [«Друзья и Семья»] я хотела нарушить традиционную семейную комедию положений. Я хотела посмотреть, как сама идея семьи подвергается сомнению или нарушается», – сказала она.
Сцена «Созвездия» включает 50 наиболее значительных работ, в том числе произведения Шанталь Акерман, Мела Бохнера, Евы Гессе и Камиля Писсарро. В создании сцены помогают около десятка ханукальных ламп и несколько других религиозных предметов, включая чехлы для свитков Торы и коробки для специй, а также безукоризненный кофейник американского серебряных дел мастера Майера Майерса. И хотя выставка не представляет всеобъемлющую историю, своего рода невидимая нить сшивает ее вместе. «Мы хотели, чтобы это было гармонично, чтобы люди чувствовали взаимосвязь и чувствовали, что все связано с каким-то аспектом того, что значит быть евреем», – сказала Браунштейн.