В Еврейском музее в Москве пройдет встреча, посвященная израильскому художнику, философу, режиссеру театра и кино Уди Алони
В Еврейском музее в Москве в рамках цикла «Чего хочет еврей? Еврейские интеллектуалы XXI века об иудаизме» состоится встреча, посвященная израильскому художнику, философу, режиссеру театра и кино Уди Алони, чье имя уже с начала 90-х на слуху у любителей арт-хауса “Уди Алони: радикальное левацкое мессианство”.
Начало дискуссии в 19.00, вход бесплатный. Регистрация – на сайте Еврейского музея.
Подавляющее большинство граждан государства Израиль и слыхом не слыхивали об этом человеке. А из тех, кто слыхивал, мало кто не испытывает открытой неприязни или воспринимает его всерьез, т.к. предлагаемое им решение ближневосточной проблемы (бинациональное государство) почти всем без исключения кажется по крайней мере подозрительным, т.к.указывает на пустое место. Дело в том, что письмо, отправленное Гершомом Шолемом Францу Розенцвейгу, до адресата, по всей видимости, не дошло, но материализовалось в почтовом ящике живущего в XXI в. Уди Алони, который снимает видео израильским и палестинским реперам и пишет вместе с Наоми Кляйн политически заряженные воззвания к еврейским артистам всего мира. Созданные им киноленты удостоились призов на многочисленных фестивалях и восхищенных отзывов знаковых интеллектуалов современности, среди которых: Ален Бадью, Славой Жижек.
Неправ будет тот, кто охарактеризует его фильмы как политические в первую очередь. Это не так – картины Алони настолько же политические, насколько любовные, религиозные или о дружбе – ведь они рассказывают несложные, но берущие за душу и заставляющие задуматься истории о человеческой ранимости, обиде, несостоятельности и о влюбленной беззаботности. Свою секулярно-теологическую позицию Алони характеризует словами «радикально-левацкое мессианство», или «радикальное милосердие». Он критикует сионизм, но призывает не отказываться от него, а «перечитать», т.е. «очистить от националистических черт, оставив мессианское рвение к свободе, независимости и равенству». В фигуре Алони сочетаются, казалось бы, противоположные качества: бескомпромиссная критика действий еврейского государства и ярко выраженная еврейская идентичность; светский, материалистический характер текстов и традиционность источников, на которые они опираются; негибкость и активность политико-художественной позиции в полемике об истине .
Он пользуется не только камерой: не чужд Алони и текстовой редактуре. В 2011 г. в издательстве университета Каламбия в Нью-Йорке был опубликован занятный томик его размышлений на разные темы (включивший в себя уже упомянутое письмо о языке иврит, написанное Шолемом – Розенцвейгу, а также эссе Джудит Батлер, Алена Бадью и Славоя Жижека) «Чего хочет еврей? О бинационализме и прочих призраках». Ему по большей части и будет посвящен доклад.
Самые известные фильмы Алони: «Кашмир: путешествие к свободе» (2009), «Прощение» (2006) и «Местный ангел» (2002). В 2016 г. его последняя картина «Перекресток 48» получила Приз зрительских симпатий Берлинского кинофестиваля. Первая в списке лента повествует о ненасильственной борьбе Кашмира за независимость, сюжетные линии остальных разворачиваются на границе Израиля и Палестинской автономии.
Алони – самый известный израильский последователь и популяризатор философии Алена Бадью и Славоя Жижека, посвятивших ему по несколько эссе каждый.
Алони не тезка, а самый настоящий сын Шуламит Алони, которая создала и на протяжении нескольких десятилетий (с конца 60х до самой смерти в 2014 г.) управляла партией «Мерец», а в 90е гг. два раза побывала министром – сначала образования, потом – коммуникации, науки и культуры. Шула, как звали ее израильтяне – самая известная в недолгой истории нового еврейского государства представительница политического эстеблишмента с сильно выраженными проарабской и антирелигиозной) позициями, благодаря которым почти всю жизнь она могла по желанию совершать контрастные купания – в любви и ненависти соотечественников – и даже попала в виде принта с подписью «Мать еврейских хипстеров» на майку из серии «История хипстеризма». Говорят, ее боялся Шимон Перес – еще со времен сельскохозяйственной школы-интерната, в которой они учились, и кибуца, где ее, 17-летней девушкой, подселили (из-за дефицита «квартир») в палатку едва вышедших из-под хупы Гельман и Перского, еще не носившего фамилию, с которой ему было суждено войти в историю.
Ведущий:
Серж Степанищев, кандидат философских наук, сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б.Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR. Автор книг: «Внутренность без внешности. Феноменология не/очень естественного», 2014; «Пустота включает в себя пустоту», 2014.
Закончил филофский факультет МГУ, защитил диссертацию «Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции» в 2010 г. по специальности «история философии» в МПГУ.