В Дюссельдорфе отменили выставку, посвященную еврейскому арт-дилеру
Власти Дюссельдорфа неожиданно отменили выставку в Городском музее, посвященную жизни и работе еврейского арт-дилера Макса Стерна, чем возмутили партнеров и спонсоров в Израиле и Канаде. Причина, которую городские власти назвали в качестве причины отмены выставки за четыре месяца до ее открытия, – это «текущие требования к информации и реституции в немецких музеях в связи с Галереей Макса Стерна». Они добавили, что осенью 2018 года вместо этого состоится международный симпозиум по наследию Стерна.
Городской музей Дюссельдорфа, должен был стать первым местом экспозиции выставки, прежде чем она была бы перенесена в художественный музей Хайфы в сентябре следующего года и в музей МакКорд в Монреале в 2019 году. Внезапная отмена произошла после трех лет подготовки, и, по словам организаторов, за день до того, как каталог должен был отправиться в печать. «Это разочаровывающее решение, – сказал генеральный директор Музеев Хайфы Ниссим Таль – Это было большим потрясением для нас в Хайфе. Мы считаем, что история Макса Стерна не должна уничтожаться».
Стерн унаследовал художественную галерею своего отца в Дюссельдорфе в 1934 году, через год после того, как нацисты пришли к власти после назначения Адольфа Гитлера канцлером Германии. Как еврею Стерну больше не разрешалось заниматься своей профессией после 1935 года, и он был вынужден ликвидировать свою галерею и продать содержимое в аукционном доме Lempertz в Кельне. Он бежал в Лондон в 1938 году и позже поселился в Канаде. Стерн умер бездетным в 1987 году и оставил основную часть своего имущества трем университетам – Конкордии и МакГиллу в Монреале и Еврейскому университету в Иерусалиме. В 2002 году университеты начали кампанию по восстановлению утраченных произведений искусства, создав Проект по реституции искусства Макса Стерна. Фонд стремится к реституции всего около 400 работ.
Организаторы заявляют, что выставка должна была сосредоточиться на жизни и работе Стерна и не рассматривала бы текущие требования. Они также выразили удивление по поводу аргументации Дюссельдорфа об отмене: в находящемся примерно в 70 километрах Бонне выставка в музее Bundeskunsthalle представляет предметы искусства из коллекции Корнелиуса Гурлитта, про некоторые из которых известно, что они были изъяты у владельцев нацистами, и историю которой исследуют ученые.
Большая часть финансирования выставки о Стерне поступила из еврейской общины Монреаля. «Его личный путь, его противодействие расовой нетерпимости, а также его вклад в искусство как в глобальном, так и в гражданском контексте – это все главы увлекательной жизни, – говорит Кэти Ассяг, исполнительный директор Фонда еврейской общины в Монреале. – Сказать, что мы разочарованы, – это преуменьшение. Симпозиум не может заменить передвижную выставку, которая охватила бы очень широкую аудиторию».
Еврейская община Дюссельдорфа также выразила удивление по поводу этого решения. Отказ, похоже, связан с «опасениями со стороны города о том, что некоторые из этих работ должны быть возвращены наследникам законных владельцев, но, очевидно, есть желание избежать этого, – заявил президент Еврейской общины Дюссельдорфа Одед Горовиц на мероприятии 9 ноября в память о Хрустальной ночи – ночи нацистских погромов против евреев в 1938 году. – Это показывает, что есть еще области, где прошлое остается настоящим, и глава не была закрыта».
Власти Дюссельдорфа не определили требования о реституции, которые побудили их принять решение об отмене выставки. Музей города Kunstpalast в июле снял картину Андреаса Ахенбаха с выставки частной коллекции после того, как Проект по реституции искусства Макса Стерна подал иск о собственности. Проект также потребовал вернуть картину Вильгельма фон Шадов «Дети художника» (1830), которая когда-то висела в мэрии.