В честь турецкого сторонника нацистов назван парк в Стамбуле
Муниципалитет Стамбула назвал парк в честь Хусейна Нихала Атсыза, писателя, проявлявшего большую симпатию к смертоносному антисемитизму нацистов. Однако эта история была в значительной степени проигнорирована средствами массовой информации за пределами Турецкой Республики, сообщает «The Jerusalem Post».
«Тех, кто хорошо знает Турцию, не шокирует тот факт, что Экрем Имамоглу, якобы «социал-демократический» мэр Стамбула, поддержал и одобрил законопроект о переименовании городского парка в честь известного писателя-ультранационалиста и сторонника нацизма. Турецкая ультранационалистическая идеология и идеология превосходства — это не маргинальное явление, а скорее мейнстрим», – заявил доктор Никос Михайлидис, доцент кафедры антропологии и средиземноморских исследований в Университете штата Миссури и эксперт по Турции.
В ноябре власти Стамбула назвали городской парк в честь Хусейна Нихала Атсыза (1905–1975), которого эксперты по Турции считают яростным расистом и антисемитом. Узай Булут, турецкий журналист и старший научный сотрудник Института Гейтстоуна, задокументировал ряд антисемитских тирад Атсыза. Так, Атсыз писал, что «еврей здесь подобен еврею, которого мы видим повсюду. Коварный, дерзкий, злобный, трусливый, но оппортунистический еврей; еврейский квартал здесь является центром шума, шума и грязи, как еврейские кварталы повсюду». Мы не хотим больше видеть эту предательскую и убогую историческую нацию среди нас, граждан». В другом сообщении он писал: «Существо, называемое евреем, в мире не любит никто, кроме евреев и неблагородных … Фразы на нашем языке, такие как «не веди себя как еврей», «еврейский базар», «выглядеть как синагога» … показывают значение, которое наш народ придает этой мерзкой нации».
Риторика Атсыза отражала геноцидный антисемитизм гитлеровского движения. «Поскольку грязь не может стать железом, даже если ее положить в печь, еврей не может быть турком, как бы он ни старался. Турецкость — это привилегия, она предоставляется не всем, особенно, таким как евреи… Если мы рассердимся, мы не только истребим евреев, как это сделали немцы, мы пойдем дальше», – писал Атсыз в 1934 году.
Исследовательница Корри Гутштадт в своей книге «Турция, евреи и Холокост» написала, что «Нихал Атсыз был ярым сторонником нацистов. Он называл себя «расистом, пантюркистом и туранистом» и был открытым антисемитом». Якоб М. Ландау, покойный почетный профессор кафедры политологии Еврейского университета в Иерусалиме, писал, что «Атсыз был большим поклонником расовых теорий нацистской Германии, неоднократно высказывая некоторые из них в своих работах в течение 1930-х- 1940-х годов. В течение многих лет его прическа напоминала гитлеровскую, а осанка имела военный оттенок».
В статье, опубликованной на сайте Центра стратегических исследований «Бегин-Садат» доктор Эфрат Авив, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Университета Бар-Илан, отметил, что «Атсыз по-прежнему имеет много поклонников в Турции. Его поминальная церемония, которую проводят молодые люди из «Хорошей партии», проходит в Стамбуле, и это мероприятие привлекает также членов всех других партий».
«The Jerusalem Post» направила запросы в посольство Турции в Израиле, Министерство иностранных дел Турции в Анкаре и мэру Стамбула Имамоглу от Республиканской народной партии (РНП), оппозиционной партии и старейшей политической партии Турции.
Михайлидис заметил, что «за исключением прокурдской ДПН и некоторых либеральных политиков, а также нескольких политиков-социал-демократов, все остальные партии в турецком парламенте в той или иной степени вдохновлены откровенно расистскими идеологиями и используют соответствующую риторику, либо с исламистским, либо с кемалистским фасадом». Он продолжил: «А если принять во внимание риторику провластных СМИ, то ситуация становится еще более тревожной. Кажется, что это идеология, которая выходит за рамки одной партии и охватывает всю государственную систему. Расизм и язык ненависти направленные против евреев, но также и против греков, армян и, конечно же, курдов – всех жертв геноцида и этнической чистки – являются постоянной характеристикой турецкой исламо-националистической публичной риторики и идеологии, которые используются даже некоторыми так называемыми «левыми» партиями в Турции».
Когда его спросили о прославлении Атсыза и о том, что могут сделать ЕС и США, Михайлидис, говорящий по-турецки, ответил, что в первую очередь за счет обширных санкций и с использованием других дипломатических, экономических, образовательных и культурных инструментов, ЕС и США могут разработать и реализовать политику «денацификации» турецкой политической системы и ее ирредентистской националистической идеологии. Нынешняя администрация США вполне может начать с признания геноцида армян и других христиан Малой Азии, совершенного младотурками и их преемниками. Упорное отрицание турецким государством злодеяний, совершенных в прошлом, усиливает и воспроизводит ненавистнические высказывания, расизм и агрессивное поведение в отношении граждан (курдов, алевитов и других) и соседних стран сегодня.
Он добавил, что «мы говорим об идеологической и политической раковой опухоли, которая признавалась нормальной и обелялась на протяжении десятилетий. Это огромная проблема и ключ к пониманию внутренней и внешней политики Турции. В то время как ЕС и США решительно критикуют и противодействуют росту нацистских идеологий в европейских странах, и это справедливо, они не могут выступить с такой же критикой, когда дело касается Турции, государства-члена НАТО, когда-то претендовавшей на членство в ЕС. Это особенно беспокоит, если учесть, что в Турции это явление не маргинальное, а, скорее, массовое».