В Бразилии раввин открыл первый в мире летний лагерь для потомков принудительно обращенных евреев
В единственном в мире летнем лагере для потомков принудительно обращенных евреев Осеас Тейшейра получил много новых впечатлений. Даже обыденные занятия, такие как изучение Библии в группе или пение в синагоге, были важными событиями для 17-летнего бразильца. Но для Тейшейры, который живет в маленьком и отдаленном городе, где улицы — это грунтовые дороги, один из самых запоминающихся моментов в лагере «Иешива» не имеет ничего общего с иудаизмом. Впервые в жизни он ехал на эскалаторе.
«Я никогда раньше не был в большом городе», – говорит Тейшейра как бы оправдываясь. «Опыт, который у меня был в Сан-Паулу, я никогда не забуду о нем. Он изменил меня». Старшеклассник сказал, что хочет когда-нибудь пожить в Сан-Паулу. Для основателей лагеря «Иешива» опыт Тейшейры подчеркивает многогранность их миссии к бней анусим – потомкам евреев, которые были вынуждены принять христианство во время кампании инквизиции 15-го века по преследованию евреев в Испании, Португалии и их колониях. «Связь этих молодых людей с иудаизмом — это только начало», – подчеркнул Хильберто Вентура, обаятельный раввин, который вместе со своей женой Жаклин основал лагерь «Иешива» в рамках своей общины «Синагога без границ» и одноименного информационно-пропагандистского проекта. «В дальнейшем нужно будет восстановить связи бней анусим с остальными бразильскими евреями и обществом».
В лагере «Иешива» спустя чуть более года после его создания уже побывали десятки участников в возрасте от 11 до 25 лет. Они живут у Вентуры в просторной синагоге его общины в Сан-Паулу, которую пара превращает в молодежный лагерь для каждой новой группы. Ньянна Дарк Перейра да Роха, самая молодая участница лагеря «Иешива», после своего визита решила, что она хочет сменить школу в пользу единственной еврейской школы в своем городе Ресифи. Ученица-отличница, 11-летняя девочка уже свободно говорит на иврите, во многом выучив его сама. Лагеря должны продолжаться две недели. Но, учитывая относительную изменчивость бразильского общества относительно концепции времени, у них есть тенденция растягиваться. Последний лагерь, который закончился в прошлом месяце, продолжался в течение 40 дней, «и действительно проверил наши способности по максимуму», сказал Вентура, который управляет лагерем с ограниченным бюджетом совместно со своей женой. «Проще говоря, мы измотаны», – добавил он, посмеиваясь.
Большая часть мероприятий проходит в синагоге, трехэтажном здании с 10 залами, двумя кухнями и площадью в 5500 квадратных метров. Она располагается в Жардим-Паулистано, одном из самых дорогих районов Сан-Паулу. Вентура может позволить себе арендовать здание благодаря пожертвованиям. Управлять лагерем с бюджетом около 5000 долларов можно, потому что Вентура покупают продукты оптом, а участники сами готовят и убирают. В некоторые дни участники почти не покидают синагогу, сказал Вентура. «Эти дети испытывают огромную жажду знаний», – добавил 45-летний раввин. «Они приезжают из мест, где нет еврейских школ. У многих из них нет знания основ иудаизм». Для многих других бразильских еврейских юношей «занятия иудаизмом — это то, что предшествует веселью в летнем лагере», – сказал Вентура. «У бней анусим учёба — это основной курс».
Учеба была мотивацией и любимым занятием в лагере «Иешива» для 25-летней Монализы Джованы Нобрега де Маседо из Кампина-Гранди, в северной Бразилии. «Просто иметь возможность практиковать и изучать иврит в кошерной среде, изучать законы кашрута и как готовить с учетом этих законов, погружаться в Тору, это грандиозная вещь для меня», – сказала она JTA.
Экскурсии в музеи Сан-Паулу, уроки крав-мага и отдых на пляже являются менее духовными занятиями в лагере «Иешива». В лагере также проводятся встречи с Нанетт Конинг, 89-летней жертвой Холокоста, которая дружила со знаменитой Анной Франк, автором дневника о жизни в убежище. «Это шокирующая встреча для участников, многие из которых мало знают о Холокосте, и почти никто из них никогда не встречал выживших», – сказал Вентура. 24-летний Олдри Рибейру де Бриту недавно переехал в Сан-Паулу из своего города в Параибе, северном бразильском штате. «Я приехал в лагерь «Иешива», чтобы пообщаться с другими бней анусим, чтобы почувствовать, что я не одинок. И это сильно повлияло на мое решение переехать в большой город, стать частью еврейской общины», – сказал он.
Как и многие бней анусим, которые возвращаются в иудаизм – в одной только Бразилии их тысячи – Монализа узнала о своем происхождении, изучив странные обычаи своей семьи. Они включают зажигание свечей в пятницу вечером и уборку дома весной, которая примерно совпадала по времени с Песахом. По ее словам, эти обычаи открыли ей глаза на то, как ее «предки передавали знание об иудаизме через многие поколения».
В случае с Тейшейрой, возвращение к иудаизму началось, когда ему было 14 лет, со случайного замечания его отца, практикующего христианина, о еврейских корнях их семьи. «Я хотел знать больше. Это вывело меня на путь открытий», – сказал Тейшейра. Живя в «очень отдаленном, очень маленьком месте», как Тейшейра описал свой родной город Итамараджу, «я искал контакта с другими евреями». Этот интерес привел его к Вентура в лагерь «Иешива». Для Тейшейры и его семьи 200 долларов за поездку из Итамараджу были большими расходами. «Там, откуда я родом, нет культуры летних лагерей, поэтому это была странная идея», – сказал он. «Но я работал в течение всего учебного года, чтобы скопить деньги, и мои родители помогли». Монализа продавала футболки на улице, чтобы оплатить свою поездку. Подростки Люсиль Гимарайнш Сантана и ее старшая сестра Эстер несколько месяцев продавали мороженое в своем родном штате Токантинс в Бразилии, чтобы скопить деньги на поездку. Сара Анджело де Лима из Бразилиа также продала сотни рожков мороженного, чтобы позволить себе поездку.
Вентура говорит, что, по его мнению, оплата со стороны участников имеет решающее значение для миссии лагеря. «Быть евреем — это жертва. Таким образом, финансовая жертва, которую приносят эти дети, переносит их в нужное место для начала путешествия, которое они предпринимают», – сказал он. Путешествие самого Вентуры за получением звания раввина привело его в Иерусалим, где он учился в иешиве «Месилот ха-Тора», и он до сих пор тесно сотрудничает с бывшим лидером сефардской ортодоксальной партии ШАС, раввином Хаимом Амсалемом. Будучи немного аутсайдером в еврейской общине Бразилии за свои пропагандистские и межконфессиональные программы, он, тем не менее, работает над совместными проектами с более крупными еврейскими общинами и организациями.
Вентура, активист-ветеран борьбы против расизма и классовых разногласий в бразильском обществе, рассматривает привлечение малоимущих бней анусим из глубинки в Сан-Паулу как способ помочь им «открыть двери в жизни». Это также важная возможность познакомить их с другими евреями из большой и энергичной общины Сан-Паулу, сказал он. Такие встречи часто лишают евреев Сан-Паулу дара речи, когда они слышат бней анусим из городов, где нет еврейской школы, свободно говорящих на иврите и читающих целые страницы из Библии, сказал Вентура.
Некоторые родители, такие как Раньери Кавальканти, могут позволить себе отправить своих детей в лагерь «Иешива». «Я не рассматриваю это как жертву, скорее, как вложение в будущее семьи», – сказал Кавальканти, 37-летний юрист из Ресифи. Он отправил своего единственного сына, 17-летнего Анджело, на две недели в лагерь «Иешива». Поездка «была не дешевой, но она дешевле, чем билет в Испанию, поэтому, если отправиться в путешествие с целью изучения своего наследия, это выгодная сделка», – пошутил он. Воссоединившись с иудаизмом в подростковом возрасте, Раньери «не смог поехать в еврейский летний лагерь». Послать туда одного Анджело, сказал он, «является огромным бонусом. Это шанс построить более сильное еврейское поколение». Но это требует дополнительных усилий со стороны Раньери, добавил он. «С тех пор как он вернулся из лагеря «Иешива», Анджело постоянно требует от меня, чтобы я прочел благословения перед едой, надел тфилин, ходил в синагогу», – сказал Кавальканти.