Новости

В Азербайджане солдаты-евреи приняли участие в войне с Арменией

21 января, 10:00 Азербайджан
Поделиться

На протяжении десятилетий раввин Замир Исаев молился по утрам в шабат за правительство своего родного Азербайджана, мусульманской страны, расположенной к северо-западу от Ирана. На фоне недавней войны между Арменией и Азербайджаном из-за спорной территории, он добавил специальную молитву за благополучие азербайджанских солдат, которую он сопровождает своей обычной молитвой за израильские войска, отмечает JTA.

«Израиль – моя страна как еврея. Азербайджан – моя страна как азербайджанца», – заявил JTA 40-летний Исаев. Он родился в Баку, столице Азербайджана, но вырос в Израиле и служил там в армии. Патриотизм Исаева типичен для азербайджанских евреев, членов одной из старейших еврейских общин мира, в синагогах которой часто изображены азербайджанские и израильские флаги, а также фотографии членов общины, отдавших свои жизни в борьбе за Азербайджан, а до этого за Советский Союз.

У Исаева есть дополнительные причины молиться за солдат. Десятки членов еврейской общины, насчитывающей около 8000 человек, служат в армии Азербайджана, которая потеряла более 2000 солдат во время войны с Арменией в прошлом году из-за спорного Нагорно-Карабахского региона. Хотя в ноябре стороны заключили перемирие, напряженность в этом районе остается высокой. Одним из участвовавших в боевых действиях солдат-евреев является 26-летний Давид Садиев, выпускник еврейской средней школы в Баку. Исаев научил его петь отрывок из Торы для бар-мицвы. О Садиеве, который вернулся домой после восстановления относительного спокойствия в приграничной зоне, много писали азербайджанские СМИ, представлявшие его как символ толерантности и этнического сосуществования в Азербайджане и его армии. Он был сфотографирован для главного новостного сайта «Trend» надевающим тфилин и позирующим с азербайджанским и израильским флагами.

На «DayTube», азербайджанской версии «YouTube», был размещен видеоролик, в котором Садиев говорил: «Да здравствует дружба между Азербайджаном и Израилем! Карабах — это Азербайджан!» прежде, чем выстрелить из своего АК-47 несколько раз в небо.

«Конечно, я беспокоюсь за них», – заметил Исаев о своих бывших учениках и прихожанах, проходящих службу в армии. «Но я также невероятно ими горжусь». Внимание, уделяемое Садиеву в Азербайджане – богатой нефтью диктатуре без свободной прессы и с жестким контролем над социальными сетями, вероятно, было инициировано «сверху» – чтобы подчеркнуть религиозную толерантность в стране. Но, по словам Исаева, она является реальностью в азербайджанском обществе. «Это страна, где антисемитизм не проблема», – заявил он. Такое мнение, похоже, является единодушным среди лидеров и членов еврейского меньшинства Азербайджана, которые повторяли его как под запись, так и в неофициальных интервью для JTA и других средств массовой информации.

«В Азербайджане много меньшинств: русские, христиане, иранцы, даже армяне, – отметил Исаев, – но евреи здесь считаются особенно лояльными и желанными союзниками. Мы здесь не просто очередное этническое меньшинство». По словам Зеэва Левина, эксперта по еврейским общинам Центральной Азии и научного сотрудника Института Трумэна, это аспект азербайджанского общества коренится в его истории. «Евреи так долго жили в Азербайджане, что они предшествовали большей части других местных жителей», – сказал он. «В этом резкая разница с такими местами, как Украина, куда они прибыли чужаками и до сих пор многими считаются таковыми».

В ходе боевых действий 2020 года Азербайджан захватил значительную часть территории Арцаха, образования, поддерживаемого Арменией. Поддерживаемый армянскими войсками, Арцах удерживал территории, признанные во всем мире принадлежащими Азербайджану после военных действий в 1990-х годах. Несмотря на потерю более 2000 военнослужащих в ходе боевых действий, Азербайджан отметил исход войны как победу. В прошлом месяце правительство Азербайджана организовало военный парад, на котором были продемонстрированы не подразделения, а техника, в том числе искореженные обломки, захваченные в бою у Армении. По всей территории бывшего Советского Союза еврейские общины часто опасаются волн национализма, подобных той, что проявляется в Азербайджане, потому что они часто приводят к взрыву антисемитизма. По словам Левина и Исаева, в Азербайджане все иначе. «Боязнь подобных вещей не имеет отношения к этой части мира», – заявил Исаев.

Радикальный ислам практически не присутствует в публичном пространстве Азербайджана, в столице которого находится известная статуя женщины, снимающей чадру. «Статуя освобожденной женщины» была создана в 1960-х годах при коммунизме, рассказал Исаев, «но тот факт, что она осталась и никогда не была объектом вандализма, говорит о многом».

В Азербайджане горские евреи, или джууро, являются самой большой из трех еврейских общин, за ними идут ашкеназы и этнические грузины. Считается, что джууро, ведущие свою родословную от евреев древней Персии, поселились в этом регионе 1000 лет назад. Они говорят на джуури, смеси фарси и древнееврейского. В Азербайджане многие горские евреи либо имеют дома, либо живут в Красной Слободе, городе на севере страны, куда сотни горских евреев приезжают из других частей страны и из-за границы, чтобы посетить могилы своих предков каждый год на Тиша бе-Ав, день траура в иудаизме по разрушению храмов в Иерусалиме. Но центром еврейской жизни в Азербайджане является Баку, шумный мегаполис, напоминающий Иерусалим своей смесью современной архитектуры, старинного Старого города – когда-то главной остановки на Шелковом пути – и светлых каменных фасадов многих его зданий. В Баку есть шесть синагог, кошерный ресторан, две еврейские школы и еврейский детский сад, а также другие общинные учреждения.

Азербайджан также является одной из немногих мусульманских стран в мире, где в школах рассказывают о Холокосте в рамках обязательной учебной программы. Однако учителей инструктируют проводить параллели между еврейским геноцидом и Ходжалинской резней — убийством нескольких сотен азербайджанцев армянами во время Первой войны в Нагорном Карабахе в 1992 году. Убийства в Ходжали были одним из множества злодеяний, совершенных за последние 300 лет против гражданского населения ополченцами с обеих сторон в древнем конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за территории и религии (население Азербайджана в основном составляют мусульмане-шииты, тогда как в Армении большинство граждан принадлежат к Армянской Апостольской церкви).

Отели в Баку часто выставляют израильский флаг вместе с флагами других стран, включая Россию, Францию ​​и США, привлекая туристов из этих стран. К израильтянам относятся дружелюбно, особенно к военнослужащим и ветеранам, интересуясь военной службой посетителей. Израиль также играет важную роль в вооружении и обучении азербайджанской армии – удобного союзника рядом с его главным врагом — Ираном. Этот факт там хорошо известен и вызывает у местных жителей выражение признательности и восхищения израильтянам. Но Исаев заявил, что дружба между Израилем и Азербайджаном основана не только на общих интересах. «Евреи давно стали частью азербайджанского народа», – подчеркнул он. Но помимо общей истории, «евреи и азербайджанцы используют секретное оружие, которое более мощно, чем технологии: разнообразие и непредубежденность».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции