В Ассизи почтили память победителя велогонок, спасшего 800 евреев от нацистов
Католическая церковь в Ассизи чествовала память победителя велогонок Джино Бартали, спасшего более 800 евреев во время войны, которому в 2013 году было посмертно присвоено звание «Праведника народов мира», сообщает «Catholic News Agency». Чествование было приурочено к 21-й годовщине смерти Бартали.
Епископ Ассизский Доменико Соррентино 5 мая возглавил пение Марианского антифона «Regina Coeli» в личной часовне Джино Бартали в Мемориальном музее «Ассизи 1943-1944 годов», выстроенной им в память о брате. «Его подвиг помогает нам укрепляться в христианской вере и человечности, – отметил Соррентино. – Во всех трудностях нынешнего времени Бартали протягивает нам руку помощи, вдохновляя нас своим духовным подвигом, мужеством и великой верой».
Во время войны Джино Бартали пользовался своей славой чемпиона велогонок, чтобы поддержать итальянское Сопротивление и помочь его отрядам в спасении жизней более 800 итальянских евреев. Пользуясь велосипедными тренировками в качестве прикрытия, Бартали доставлял фотографии и поддельные документы из Флоренции в монастыри Францисканского ордена, прятавшие евреев среди монахов, а также занимался доставкой важных приказов, инструкций и иных документов итальянского Сопротивления. Бартали также работал связным «Ассизской сети» – подпольной организации католического духовенства, прятавшей евреев в монастырях и обителях во время Второй мировой войны.
Он часто перевозил евреев из монастырских укрытий в Швейцарские Альпы в своем фургоне с секретным отсеком, который он буксировал на велосипеде. Если его останавливали на дороге для проверки, он говорил, что тяжелый прицеп служит тренировочной нагрузкой. По свидетельству одного из выживших Бартали прятал еврейскую семью в подвале своего дома. Благодаря его широчайшей популярности в качестве лучшего велогонщика Италии предвоенного периода, фашистская полиция и немецкие патрули пропускали его без проверок, дабы не прогневать многочисленную армию его фанатичных болельщиков.
Тем не менее однажды он все же был задержан и угодил на допрос в нацистскую службу безопасности и итальянскую военную полицию RSS. Там его жизнь висела на волоске, однако Бартали проявил мужество и хладнокровие, ни в чем не признался и сумел развеять подозрения. Однако даже после войны он мало и неохотно рассказывал о своих подвигах. «Что хорошо сделано, о том нельзя болтать, – любил повторять он. – Есть такие медали, которые украшают душу, а не куртку». Он умер в 2000 году в возрасте 85 лет, не пережив сердечный приступ после операции шунтирования аорты.