Новости

В Амстердаме самая дорогая в мире менора получает новую жизнь

29 декабря 2019, 14:00 ханука
Поделиться

Для Амстердамского еврейского исторического музея Ханука в этом году повлекла за собой тяжелую работу по сбору самой дорогой в мире меноры.

На прошлой неделе менора Ринтель, 266-летняя менора стоимостью более полумиллиона долларов, была выставлена ​​на обозрение в Еврейском историческом музее Амстердама после восстановления ее деревянного основания, которое было утрачено во время Холокоста. Созданная в 1753 году, менора — это реликвия золотого века общины, которая была почти уничтожена нацистами.

Реставрация повлекла за собой установку 3-футового деревянного основания, созданного дизайнером иудаики Питом Коэном. До этого менора Ринтель стояла на прямоугольной мраморной плите, которая мало чем могла дополнить замысловатый дизайн меноры, включающий восемь колокольчиков и более 150 изящных рельефов, напоминающих цветы, листья и шипы. Массивное основание также усложняло ежегодную транспортировку меноры из музея в синагогу раввина Арона Шустера, где община использовала ее для зажигания ханукальных свечей. Перемещение меноры, ритуал, который начался в 1955 году и был прекращен только в 2010 году, требовало водителя, трех грузчиков и куратора, которые разбирали менору и упаковывали пять ее частей в деревянные ящики.

В 2016 году менора была оценена в 563000 долларов. С такой ценой она легко возглавила список самых дорогих в мире ханукальных менор, который недавно составил израильский Музей еврейского народа «Бейт-Хатфуцот». Второе место досталось менорам из Нидерландов: менорам – близнецам, гораздо меньшим по размеру и менее богато украшенным, чем менора Ринтель. Одна из них была продана за 441000 долларов на аукционе в 2016 году. Другая принадлежит голландской королевской семье и находится в бессрочной аренде у Еврейского музея.

У других менор есть свои прелести, но именно свет меноры Ринтель «был заявлением, утверждавшим: «Мы все еще здесь», – сказал JTA Рубен Вис, председатель Организации еврейских общин в Нидерландах или NIK. Менора была заказана филантропом Сарой Ринтель Питеру Роболу II, мастеру – серебряннику, и передана Великой синагоге Амстердама. До этого у амстердамских евреев-ашкеназов не было ни одного роскошного артефакта, характерного для более старых и процветающих амстердамских общин португальских евреев, отметил Вис. «Это была попытка соответствовать великолепию португальской общины, и это ознаменовало определенный пиковый момент в истории голландского еврейства», – сказал он.

Большая синагога входит в число десятков еврейских молитвенных домов в Нидерландах, которые не пережили Вторую Мировую войну. Она была закрыта в 1943 году немцами, ее мебель и мрамор были разграблены. Почти все ее прихожан были среди 75 % голландских евреев, убитых нацистами, что стало самым высоким уровнем смертности среди всех оккупированных нацистами стран в Западной Европе. Сегодня в Нидерландах проживает около 40000 евреев, в то время как до войны их было 140000 человек. Зал бывшей синагоги сейчас является частью Еврейского исторического музея. Кто именно спрятал «Ринтель» во время войны, неизвестно, но исчезновение деревянного основания говорит о том, что она, возможно, хранилась в квартире и была спрятана внутри предмета мебели.

Менора считается настолько ярким символом голландского еврейства, что в 1898 году была сделана копия для синагоги «Дритт», еще одного ашкеназского молитвенного дома, который не пережил войну. Копия также пережила войну и в течение многих лет использовалась для зажигания свечей на ежегодном ханукальном концерте в «Консертгебау», самом известном концертном зале Амстердама. В 2015 году, столкнувшись с растущей ассимиляцией и растущими расходами на охрану, еврейская община Амстердама сообщила голландскому правительству, что намерена продать с аукциона оригинальную менору Ринтель. Община нуждалась в разрешении правительства на продажу, поскольку менора была внесена в список объектов культурного наследия. Но вместо того, чтобы одобрить продажу, правительство, вместе с Еврейским культурным кварталом и Еврейским историческим музеем, договорились о покупке меноры и передаче ее в бессрочную аренду музею.

По словам Эмиля Шрайвера, генерального директора Еврейского культурного квартала, организации для пяти еврейских учреждений, расположенных в самом сердце того, что когда-то было самым густонаселенным еврейским кварталом Амстердама, правительство Нидерландов выделило половину из 563000 долларов. Еще 125000 долларов поступило от «Ассоциации Рембрандта», голландской организации, которая помогает собирать деньги для сохранения значительных произведений искусства. Остальные средства поступили от других доноров. Продажа была завершена в 2016 году. Схема гарантировала, что менора останется в Нидерландах, но смена владельца также означала изъятие меноры из обращения.

Из-за ее измененного статуса из ритуального предмета, используемого действующей еврейской общиной, в ценный экспонат крупного музея – со всеми ограничениями, связанными с ее сохранением – менора больше не могла быть использована для ежегодного зажигания ханукальных свечей. Вис сказал, что его община смирилась с перемещением меноры в музей. «У объектов есть определенная продолжительность жизни – то, что мы слишком хорошо понимаем в нашем нынешнем обществе с его культурой выбрасывания», – сказал он. ««Ринтель» только что достигла предела использования. И она стала чем-то другим: произведением искусства. Драгоценностью».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции