В американском докладе 1946 года говорилось, что «поляки преследовали евреев так же энергично, как и немцы»
В докладе Госдепартамента США от 15 мая 1946 года заявлялось, что «поляки преследовали евреев так же энергично, как и немцы» во время нацистской оккупации Польши во Второй мировой войне.
Рассекреченный доклад был распространен Центром Симона Визенталя 1 марта, в тот же день, когда вступил в силу польский закон, сделавший преступлением обвинение польского народа в зверствах нацистской эпохи. Также 1 марта высокопоставленные израильские и польские дипломаты встретились в Иерусалиме, чтобы разрешить разногласия по закону.
В докладе освещаются польские антисемитизм и преследования евреев сразу после Холокоста, и он прослеживает давнюю историю польского антиеврейского законодательства до Второй мировой войны и антиеврейской деятельности поляков во время Холокоста. В документе 1946 года «анализируется политика польского правительства, антисемитские проявления и возможности для выживания евреев в Польше» сразу после Холокоста.
В докладе было установлено, что «местные поляки» подстрекали немцев к действиям во время Второй мировой войны. В докладе, который был рассекречен в августе 1983 года, говорится о, антисемитизме как «традиционной черте политической и экономической жизни Польши», а также говорится, что «продолжение конфликта между правительством и оппозицией в Польше способствует возрождению антисемитизма, который легко используется в качестве оружия в этом конфликте».
Государственный департамент признал, что после Холокоста «правительство сделало антисемитизм преступлением», но, по его словам, «посягательства продолжаются, хотя и в несколько меньшем масштабе». В документе говорится, что с начала девятнадцатого века жизнь польской еврейской общины – крупнейшей в Европе – была осложнена антисемитизмом. «Религиозный и экономический по своему происхождению, польский антисемитизм проповедовался политическими партиями и церковными руководителями и практиковался высокопоставленными чиновниками», – говорится в докладе.
К 1939 году, накануне нацистской оккупации Польши, «это был один из отличительных факторов политической, социальной и экономической жизни страны». «Поскольку антисемитизм уже настолько укоренился в польской мысли, не удивительно, что он все еще проявляется в послевоенной Польше, хотя, как ожидалось, общее страдание от рук немцев могло бы сблизить поляков и евреев».
«После Первой мировой войны Польша стала независимой страной, которая «приняла дискриминационную политику в отношении своих еврейских граждан», в том числе запрет на ритуальный убой скота, ограничения на число еврейских студентов в университетах и дискриминационное налогообложение. «Когда Гитлер пришел к власти … антисемитские элементы в польской политической жизни стали более агрессивными» и «к середине 1936 года правительство… одобрило экономический бойкот евреев». В результате этого законодательства к 1939 году большинство евреев в Польше жили как «граждане второго сорта», несмотря на то, что в парламенте было символическое еврейское представительство. Временное правительство Польши сразу после войны было «лишено антисемитизма, который характеризовал довоенные правительства и которым были отмечены некоторые элементы бывшего правительства в изгнании в Лондоне». Тем не менее правительству приходилось сдерживать «враждебность по отношению к евреям», которая была широко распространена».
«К середине 1944 года антисемитизм был зарегистрирован в Люблине и других частях Польши, приписываемый, в это время, уходящим немцам. К апрелю 1945 года дюжина польских городов стали местами, где евреи были убиты, предположительно, членами польской подпольной армии (Армии Крайовой), вооруженными силами, созданными и преданными правительству в изгнании. Эти отдельные примеры завершились двумя довольно масштабными антисемитскими инцидентами: в Жешуве 11 июня и в Кракове 11 августа 1945 года. «По официальным данным, «фашистские бандиты» убили 352 еврея после освобождения Польши.
В польском законе, вступившем в силу 1 марта, предлагается тюремное заключению сроком до трех лет за присвоение преступлений нацистов польскому государству или народу. Законопроект также устанавливает штрафы или максимальный трехлетний срок тюремного заключения для всех, кто ссылается на немецко-фашистские лагеря смерти как на «польские». Одно из ключевых положений закона гласит: «Кто бы ни утверждал, публично и вопреки фактам, что польский народ или Республика Польша несут ответственность или несут со-ответственность за нацистские преступления, совершенные Третьим рейхом … или за другие преступления, которые представляют собой преступления против мира, преступления против человечности или военные преступления, или тот, кто в противном случае грубо уменьшает ответственность истинных исполнителей указанных преступлений – подлежит штрафу или тюремному заключению на срок до трех лет».
Закон, предложенный консервативной правящей партией Польши, вызвал острый спор с Израилем, который заявил, что это будет препятствовать свободе дискуссий о Холокосте. Соединенные Штаты также решительно выступают против закона, предупреждая, что это может повредить стратегическим отношениям Польши с Израилем и США. Еврейские организации переживших Холокост и израильские официальные лица, опасаются, что его истинная цель – подавить исследования о поляках, убивших евреев во время Второй мировой войны. Закон и последующая реакция на него породили новую волну антисемитизма в Польше.