В 85-ю годовщину «Хрустальной ночи» пережившие Холокост говорят, что чувствуют знакомый антисемитизм
Сравнения провести легко: разбитые окна, сгоревшие здания, закрытые предприятия, мертвые евреи, пишет журналистка JTA Филисса Крамер.
Спустя восемьдесят пять лет после «Хрустальной ночи», антиеврейских беспорядков, ставших поворотным моментом в нацистской кампании преследований в Германии, пережившие Холокост рассказывают, что то, что произошло на юге Израиля 7 октября — и реакция мира с тех пор — напоминают им о том, что они пережили в детстве. «Когда все это произошло 7 октября, я не могла в это поверить», — рассказала Мод, живущая в Соединенных Штатах, в своем свидетельстве, опубликованном на этой неделе организацией «Марш живых», которая собирает в США группы для посещения концентрационных лагерей в Европе. «С тех пор у меня были бессонные ночи, и это вернуло мне столько воспоминаний. Это настолько наглядно напоминает то, что я видела в детстве. … Мне трудно справляться с тем, что я читаю, слышу и вижу по телевизору. Я не могу с этим смириться. Это очень трудно».
«Марш живых» поделился свидетельствами восьми выживших в четырех странах в преддверии годовщины, которая обычно отмечается мрачными церемониями, на которых правительственные чиновники подтверждают свою приверженность клятве «Никогда больше», принятой после Холокоста. В этом году этот сплоченный клич, возможно, будет труднее поддерживать, поскольку он прозвучал всего через месяц после того, как нападение ХАМАСа на Израиль привело к гибели 1400 человек, тысячам раненых и сотням заложников в секторе Газа. Некоторые жертвы до сих пор не опознаны из-за того, что их тела были изуродованы или сожжены, что перекликалось с самыми яркими ужасами Холокоста.
Нападение и военный ответ Израиля также вызвали усиление антисемитизма во всем мире. «Все началось со слов и продолжилось действиями», — рассказал Нейт из Канады о своем детстве в Польше, где он пережил Аушвиц, а большинство членов его семьи — нет. «Я опустошен, увидев, как сегодня нападают на евреев. Евреи не в безопасности. Я увидел, к чему может привести антисемитизм, и я очень обеспокоен».
В знак того, насколько существенно нынешний климат влияет на выживших, «Марш живых» сообщил поздно вечером 8 ноября, после того как некоторые свидетельства уже были опубликованы, что выжившие не хотят, чтобы их полные имена или фотографии были опубликованы. Многие из них уже давно публично делятся своими историями. Но в настоящий момент, по словам организации, они обеспокоены тем, что публикация их полных данных поставит под угрозу их личную безопасность. Эти заявления не первые, в которых пережившие Холокост прямо сравнивают свои детские травмы с тем, что произошло 7 октября.
Всего через несколько дней после нападения выжившие провели пресс-конференцию в Мемориальном музее Холокоста США в Вашингтоне, округ Колумбия. «Это не то, чего мы ожидали в этой последней главе нашей жизни, когда мы размышляем о нашем наследии, будущем памяти и образования о Холокосте, а также будущем нашего народа», — заявил 85-летний Нат Шаффир, переживший Холокост в Румынии. А на прошлой неделе в Нью-Йорке сотни людей, переживших Холокост, позировали с фотографиями примерно 240 человек, удерживаемых ХАМАСом в качестве заложников в секторе Газа, в рамках всемирной кампании по привлечению внимания к их тяжелому положению.
«Я вернулась туда снова», — заявила 90-летняя Тоби Леви в Музее еврейского наследия, где она долгое время работает доцентом. «Вот так все началось с немцами».
«Хрустальная ночь» представляла собой серию антиеврейских беспорядков, координируемых нацистским правительством, которые охватили практически каждый город по всему миру. СС, Германия, начало 9 ноября 1938 года. (В Германии ее все чаще называют «Рейхспогромная ночь», чтобы избежать потенциально красивых образов, созданных в английском переводе.) За несколько дней погромщики разрушили сотни синагог, разграбили тысячи предприятий и убили по меньшей мере 91 еврея. 30000 мужчин-евреев были отправлены в концентрационные лагеря. «Хрустальная ночь» ознаменовала конец любых остатков безопасности для немецких евреев и момент ускорения нацистской кампании геноцида против них, которая привела к убийству 6 миллионов евреев в Европе до окончания Второй мировой войны в 1945 году.
«То, что ХАМАС сделал с израильтянами 7 октября, столь же жестоко, варварски и трагично, как и то, что нацисты сделали с евреями 80 лет назад», — заявил Бенджамин, выживший в Греции, в своем свидетельстве «Марш живых». «Когда я вижу еврейские дома, отмеченные магендовидом, это вызывает кошмарные воспоминания из моего детства, напоминающие мне о свастиках и концентрационных лагерях». Но закончил он на более обнадеживающей ноте: «Моя идея состоит в том, что мы, еврейский народ, пережили значительные страдания на протяжении всей нашей истории, причем Холокост был самым мрачным периодом. Хотя нынешние времена непростые, благодаря храбрым солдатам ЦАХАЛа чувство нормальности вскоре вернется в Государство Израиль и еврейскую диаспору».