В 2023 году объемы сделок по слиянию и поглощению IPO израильских технологических компаний сократился на 56%, а количество сделок сократилось до самого низкого уровня за десятилетие
Поскольку израильская технологическая индустрия ощущает на себе влияние продолжающейся войны с террористической группировкой ХАМАС, количество сделок по слиянию и поглощению или первичных публичных размещений акций (IPO) — в этом году сократилось до самого низкого уровня за десятилетие, пишет журналистка «The Times of Israel» Шэрон Врубель.
Согласно отчету консультантов «PwC Israel» об IPO и сделках по слиянию и поглощению в Израиле в 2023 году, опубликованному 6 декабря, общая сумма сделок, связанных с израильскими технологическими компаниями, включая слияния и поглощения и IPO, в этом году сократилась на 56% до 7,5 млрд долларов с 16,9 млрд долларов годом ранее. В то же время количество сделок сократилось на 38% до 45 с 72 в прошлом году, при этом средняя стоимость сделок снизилась на 29% до 167 млн долларов с 235 млн долларов за тот же период. 2022 год уже был тяжелым для израильской технологической отрасли, поскольку неопределенный призрак повышения процентных ставок, падение мирового фондового рынка и увольнения в сфере технологий привели к резкому замедлению инвестиций. В начале 2023 года местная политическая неопределенность вокруг спорной судебной реформы заставила иностранных инвесторов занять выжидательную позицию в отношении заключения сделок. В 2021 году объем сделок по слиянию и поглощению и IPO технологических компаний повысился на ошеломляющие 520% и достиг 82 миллиардов долларов, что побило все предыдущие рекорды финансирования.
Сейчас, когда Израиль уже почти два месяца воюет с ХАМАСом, многие местные стартапы изо всех сил пытаются привлечь необходимое финансирование, в частности от иностранных инвесторов, в то время как крупные сделки, скорее всего, не состоятся. Тысячи сотрудников и основателей стартапов были призваны в армию в составе более 350000 резервистов, призванных после шокового нападения ХАМАСа на юг Израиля 7 октября, в результате которого погибло 1200 человек, большинство из которых были гражданскими лицами, и по меньшей мере 240 человек были похищены в Газу. Израиль объявил войну с намерением свергнуть режим террористической группировки в секторе Газа и добиться освобождения заложников.
Массовый призыв создает проблемы, в частности, для стартапов на ранней стадии, как с точки зрения получения критического финансирования, так и с точки зрения их повседневной деятельности. Израиль привлекает большую часть своих технологических инвестиций из-за границы. Около 80% венчурных инвестиций в местные высокотехнологичные стартапы в 2021 и 2022 годах были получены за счет иностранных фондов.
Зависимость израильской экономики от сектора высоких технологий значительно выросла за последнее десятилетие. Вклад отрасли в местный ВВП составляет 18% по сравнению с менее чем 10% в США и около 6% в ЕС. Около 14% всех сотрудников работают в технологическом секторе и на технических должностях в других секторах. Экономика Израиля зависит от технологической продукции и экспорта, которые составляют около 50% общего экспорта, а также от налогов, выплачиваемых компаниями.
«7 октября изменило все», — рассказал партнер PwC в Израиле Ярон Вайценблут. «Во многих отношениях Израиль и его технологическая индустрия вступили в эту войну, когда находились в неоптимальном положении: глобальный экономический спад уже давал о себе знать… а также был локальный кризис вокруг судебной реформы с его потенциально разрушительными последствиями, подвергая нас риску потрясения самые основы нашего общества». Вайценблут предупредил, что, хотя «никто еще не знает, как эта война повлияет на гражданский, военный и экономический характер нашей страны, она, вероятно, оставит неизгладимый след. В любом случае разворачивающиеся события могут радикально изменить историю нашей страны в будущем, в том числе как нации стартапов».
Сводка данных показывает, что с начала года по 3 декабря сделки совершались компаниями, занимающимися кибербезопасностью, на которые пришлось 19 из 45 сделок в этом году с совокупной стоимостью 3,8 млрд долларов, или 51% от общей суммы сделок. Среди 12 сделок на сумму более 200 млн долларов 10 были со стартапами, разрабатывающими решения в области кибербезопасности. За несколько месяцев до начала войны и даже за несколько недель после начала боевых действий множество израильских стартапов в области кибербезопасности были раскуплены глобальными технологическими компаниями, а также местными игроками, стремящимися удовлетворить быстрорастущие потребности бизнеса в области безопасности.
«Palo Alto Networks», фирма по кибербезопасности из Санта-Клары, штат Калифорния, основанная американо-израильским предпринимателем Ниром Зуком, объявила в прошлом месяце о покупке «Talon Cyber Security», менее чем через неделю после приобретения израильского стартапа «Dig Security» в конце октября. В августе фирма по кибербезопасности «Check Point Software Technologies Ltd.» купила израильский стартап «Perimeter 81» примерно за 490 миллионов долларов. Американская компания по кибербезопасности «Rubrik» приобрела израильский стартап «Laminar», поставщика платформы безопасности данных, который помогает предприятиям и организациям отслеживать и защищать конфиденциальные данные, хранящиеся в публичных облаках. В марте «Cisco Systems», американский производитель сетевого программного обеспечения и оборудования, купила израильскую «Lightspin Technologies», разработчика программного обеспечения облачной безопасности. Другие сделки включают в себя покупку американским технологическим гигантом IBM израильского кибертехнологического стартапа «Polar Security», разработчика автоматизированной платформы безопасности данных для отслеживания и защиты конфиденциальных данных в гибридных облачных системах.
«На протяжении многих лет киберкомпании вносили довольно значительный вклад в показатели сделок по сравнению с другими сегментами», — отметил Вайценблут. «В 2023 году общее снижение количества сделок еще больше выделило этот сегмент и фактически удержало рынок на плаву». Рынок IPO в этом году почти полностью иссяк: только три израильские компании стали публичными по сравнению с 13 в 2022 году. На IPO пришлось 2,5 млрд долларов от общей суммы сделок в 2023 году, что гораздо ниже 10,7 млрд долларов в прошлом году. Ранее в этом году акции «Freightos», иерусалимская интеллектуальная платформа бронирования и оплаты грузовых перевозок, начали торговаться на бирже Nasdaq. В июле материнская компания израильского косметического бренда «Il Makiage» привлекла более 423 миллионов долларов в ходе своего дебютного листинга на Nasdaq.
Подводя итоги 2023 года, Вайценблут заявил, что трудно указать главный фактор, который формировал технологическую индустрию и рынок сделок за последний год, сославшись на внутриполитические потрясения и войну с ХАМАСом, а также на тот факт, что количество сделок вернулось к минимуму, зафиксированному в 2013 году. «Однако при попытке сделать выводы из прошлых событий создается впечатление, что на этот раз мы находимся в другой реальности», — заметил Вайценблут. «В отличие от способности Израиля восстанавливаться после прошлых глобальных кризисов относительно быстро, на этот раз ситуация выглядит иначе. Израильское технологическое чудо, которое привело нас к новым высотам, все еще хрупко, и его необходимо охранять и защищать», — предупредил он.