Ультраправая политическая партия “Альтернатива для Германии” получила места в Бундестаге
В воскресенье, нарушив негласное табу, «Альтернатива для Германии» (АдГ) стала первой крайне правой партией, ведущей открыто антимиграционную политику, которая выиграла десятки мест в парламенте. Такое произошло впервые со времен Второй мировой войны. Партия выиграла выборы несмотря на призывы крупных политиков остановить «нацистов», озабоченность еврейских организаций и так далее.
Согласно экзитполам АдГ получила около 13% голосов, что делает ее третьей по величине политической силой в Германии — ошеломляющий результат для партии, которая была основана всего четыре года назад.
«Мы изменим эту страну», – пообещал Александр Гауланд, один из двух лучших кандидатов партии, пообещав «прийти после» правительства канцлера Ангелы Меркель. Уже завоевав места в 13 из 16 парламентов немецких земель, АдГ теперь отправит десятки своих депутатов на скамьи оппозиции Бундестага, предоставив им там платформу для распространения своих взглядов, в том числе оспаривая политику Германии по искуплению преступлений, совершенных во время Второй мировой войны и массового убийства шести миллионов евреев во время Холокоста. Почти сразу после того, как были опубликованы данные экзитполов, несколько крупных еврейских организаций выразили озабоченность и тревогу по поводу роста влияния антимигрантской партии.
Президент Центрального совета евреев Германии Йозеф Шустер заявил, что партия «терпит крайне правые мысли и разжигает ненависть к меньшинствам». Он ожидает, что другие партии Германии «раскроют истинное лицо АдГ и разоблачат их пустые популистские обещания». Шарлотта Кноблох, председатель Мюнхенской еврейской общины и бывший президент Центрального совета евреев в Германии, описала свои впечатления как «сбывающийся кошмар». «Меня очень беспокоит демократия в нашей стране, – сказала она. – Этот результат стал кошмаром, историческим изменением. Впервые [со времени окончания Второй мировой войны] крайне правая партия будет в серьезно представлена в парламенте».
Глава Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер поздравил Меркель с четвертым сроком, назвав ее «верным другом Израиля и еврейского народа». Но он осудил АдГ как «позорное реакционное движение, которое напоминает худшее из прошлого Германии». «Отвратительно, что партия AдГ, позорное реакционное движение, которое напоминает худшее из прошлого Германии и должно быть объявлено вне закона, теперь имеет возможность в рамках парламента Германии продвигать свою мерзкую платформу», – сказал Лаудер.
Европейский еврейский конгресс призвал центристские партии придерживаться своих обещаний избегать формирования коалиций с АдГ. Министерство иностранных дел Израиля заявило, что не может дать комментарий по результатам выборов.
После того, как были объявлены предварительные результаты, AдГ пообещала, что приоритетной задачей для нее будет начать парламентское расследование против Меркель в связи с ее решением в 2015 году принять миллионы беженцев.
Среди высказываний АдГ, осужденных еврейскими организациями, было одно из недавних заявлений Александра Гауланда о том, что ни одна другая страна не столкнулась с прошлыми преступлениями, как это было в Германии, а годы нацизма «сегодня больше не влияют на нашу идентичность». Международный комитет Освенцима предупредил, что «конгломерат антисемитов, врагов демократии и националистических агитаторов» принесет «бесчеловечную холодность» в увенчанное стеклянным куполом здание Рейхстага.
Ежегодная газета Sueddeutsche Zeitung назвала выборы «переломным моментом в истории федеральной республики, сопоставимым с первым голосованием объединенной Германии в 1990 году, хотя тот случай был долгожданным событием». «Впервые за более чем 50 лет в Бундестаге будет сидеть националистическая, крайне правая, грубо расистская партия … Это печально, позорно и изменит климат в стране», – говорится в передовой статье газеты.
«Бикини, а не бурки»
АдГ начала свое существование как протестное движение против политики Евросоюза, но затем сосредоточилась на опасениях граждан страны по поводу рекордного количества беженцев – миллионов, требующих предоставить убежище, прибывших в Германию с 2015 года.
Тон партии становился все более экстремистским на последнем этапе предвыборной агитации, и один из двух ведущих кандидатов АдГ сказал, что Германия должна гордиться своими ветеранами войны и утверждал, что террор был укоренен в исламе. На провокационных плакатах было написано “Бурки? Мы предпочитаем бикини “и” Новые немцы? Давайте создадим их сами”. Ее сторонники срывали митинги Меркель по всей стране, издевались, свистели и скандировали “Вы потерялись” в попытках заглушить ее.
Министр иностранных дел Зигмар Габриэль, социал-демократ, предупредил, что «впервые после окончания Второй мировой войны настоящие нацисты будут сидеть в парламенте Германии». Партия зеленых использовала тот же термин. Более осторожная в своих высказываниях Меркель призвала избирателей выбрать «партии, которые на 100% верны нашей конституции».
Все основные немецкие партии заявили, что они не будут работать с АдГ, которая таким образом станет парией в Бундестаге, но сможет вести деструктивные речи со скамеек оппозиции.
«Ле Пен побледнеет в сравнении с ними»
Обозреватель еженедельника «Шпигель» обвинил Меркель в потворствовании росту АдГ, заявив, что ее нужно снять со своего поста просто за то, что она не остановила «нацистов на входе в Бундестаг». Критики говорят, что расширение социального неравенства, несмотря на рекордную занятость, также играет на руку популистов из АдГ, которые наиболее популярны в деиндустриализированных центрах бывшего коммунистического востока.
Торстен Беннер, директор Глобального института государственной политики в Берлине , сказал, что рост АдГ показывает, что «Германия не так уж отличается от других европейских стран, где есть сильные правые популистские силы». «Наше население не более добродетельное, чем французы», – сказал он, отметив, что даже лидер французских ультраправых Мари Ле Пен “бледнеет по сравнению с ними”.
Партия «будет оспаривать ключевые темы» в парламенте, сказал он, указывая на культуру Германии военного времени и дебаты о культурной самобытности. Недавно Гауланд заявил, что немцы перестали искупать прошлое. Он также сказал, что комиссар по интеграции Айдан Озогуз должна быть «удалена в Анатолию», предполагая, что она никогда не станет немкой из-за ее турецкого происхождения.
Присутствие AдГ «очень сильно изменит тон дебатов в парламенте», предупредил Беннер.
Но Манфред Гелльнер, возглавляющий институт опроса общественного мнения Форса, предсказал, что АдГ самоуничтожится в Бундестаге.«АдГ будет распадаться, потому что это то, что всегда происходит с правыми сектантскими группами», – сказал он Neue Osnabruecker Zeitung.