Ученые все больше узнают о том, что католическая церковь сделала — и не сделала — для спасения евреев во время Холокоста
Недавно открытые документы из архивов Ватикана в Риме проливают новый свет на действия и бездействие католической церкви во время Холокоста, пишет журналистка «Time» Оливия Б.Воксман.
Хотя исследователи говорят, что еще слишком рано делать какие-либо твердые выводы, они сделали несколько удивительных открытий. «Это была одна из величайших загадок, одна из немногих критически важных коллекций, связанных с Холокостом, в мире, которая еще не была открыта», — рассказала «Time» Сюзанна Браун-Флеминг, возглавляющая Инициативу архивов Ватикана в Мемориальном музее Холокоста в США в преддверии Дня памяти жертв Холокоста 18 апреля. В рамках исследования примерно 16 миллионов никогда ранее не публиковавшихся документов, обнародованных в марте 2020 года, исследователи надеются узнать больше о том, что происходило в концлагерях и как осуществлялся Холокост, просеивая материалы, чтобы выяснить, что церковь знала и когда.
Ученые давно знают, какие решения принимала церковь, в том числе о решении занять позицию нейтралитета и беспристрастности, в то время как 6 миллионов евреев и миллионы других были убиты, но надеются, что недавно открытые архивы покажут, почему были приняты эти решения. Документы раскрывают сложное сочетание действий и взглядов европейских католиков и церковного руководства. Было и молчание, и помощь, поддержка евреев и их нацистских мучителей, антисемитизм и сочувствие.
«Церковь не боится истории», — заявил Папа Франциск в марте 2019 года, когда он объявил, что делает доступными документы, созданные при Папе Пии XII, Папе во время Холокоста. Он признал, что наследие Папы Пия XII включает в себя «моменты серьезных трудностей, мучительных решений человеческого и христианского благоразумия, которые некоторым могут показаться умалчиванием». Книга Дэвида Керцера 2022 года «Папа на войне» исследует эту политику нейтралитета и беспристрастности, а также последствия публичного молчания Папы Пия XII в отношении массовых убийств евреев. Проверка Керцером недавно открытых документов показала, что Папа Пий XII упорно трудился, чтобы не оскорбить Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, и опасался, что публичное выступление против Гитлера оттолкнет немецких католиков.
Керцер рассказал «New York Times», что он был «ошеломлен», обнаружив немецкого принца-нациста, который действовал как посредник между Гитлером и Папой, и что высокопоставленный советник Ватикана написал письмо Папе, призывая его не протестовать против приказа об облаве на итальянских евреев и их отправке в концлагеря. Но в то время как высшее руководство католической церкви уклонялось от публичного осуждения зверств в Германии, документы также содержат информацию о католиках, которые укрывали тысячи евреев по всей Европе. Более 6000 евреев были спрятаны в Риме и на территории Ватикана. Есть сотни тысяч писем Папе Римскому от еврейских семей с просьбами о помощи.
«Ватикан в основном занимался распределением экономической помощи и помогал в основном крещеным евреям эмигрировать в Северную или Южную Америку», — говорит Джованни Коко, штатный архивариус Апостольского архива Ватикана. В некотором смысле исследователи нашли больше противоречий, чем однозначных ответов. В то время как католики – спасители помогали евреям, некоторые из тех же людей помогали и нацистам. Католическая церковь добивалась помилования осужденных нацистских военных преступников после войны.
«Оправданием помощи нацистским военным преступникам была христианская любовь и милосердие», — говорит Браун-Флеминг, чьи исследования сосредоточены на этих усилиях. «Я считаю, что Святой Престол хотел выразить благодарность за защиту города Рима во время оккупации Рима нацистами в 1943 году. Некоторые немецкие генералы, позже осужденные на Нюрнбергском процессе, помогали защищать имущество и ценные предметы искусства и пытались избежать нанесения ущерба имуществу Ватикана и культурным ценностям в Риме». Некоторые документы также свидетельствуют о широко распространенном антисемитизме внутри церкви.
В 1944 году католическое руководство предотвратило попытку организовать диалог между христианами и раввинами, организованный священником, известным как отец Мари-Бенуа, который, рискуя своей жизнью, спас сотни евреев. После войны, в конце 1940-х годов, на самом высоком уровне церковного руководства существовали опасения, что еврейские лидеры не учитывают католические интересы и имеют огромное влияние на американскую военную политику. «Это было для меня шоком», — говорит Браун-Флеминг. «Шесть миллионов евреев убиты; они определенно не в состоянии взять на себя американское военное присутствие в оккупированной Германии». В целом, Браун-Флеминг видит «много страха» в газетах, которые она читала до сих пор. Страха перед «мифической угрозой, которую представляют евреи и иудаизм. Это очень сильно и по-настоящему».
Вряд ли можно получить из документов окончательный ответ на вопрос могла ли католическая церковь сделать больше для предотвращения зверств Холокоста. Гитлер, как выразилась Браун-Флеминг, «не собирался подчиняться ничему из того, что говорил или делал Папа. Он собирался продолжить свою программу геноцида». Как говорит Коко: «Мы задаем себе вопрос, и на него непросто ответить. Сделать больше всегда можно, но обычно мы это осознаем позже. Новые документы помогают нам найти выход в тумане наших ложных мифов или предубеждений».
Ожидается, что ученые, работающие с этими недавно рассекреченными документами, соберутся в Риме в октябре 2023 года, чтобы впервые вместе обсудить свои выводы. Но усилия только начались, и может пройти еще десять лет, прежде чем 16 миллионов документов будут полностью изучены. «У нас есть все эти противоречия, и для их преодоления потребуется много времени», — говорит Браун-Флеминг. «Мы не найдем простых ответов. Я думаю, мы можем выйти из этого исследования еще более запутавшимися».