Ученые говорят, что загадочные гиксосы не вторгались в Египет и не были евреями
Группа британских и австрийских исследователей предложила новое понимание принадлежности таинственных гиксосов, группы иностранцев, которая более чем столетие управляла Египтом в середине второго тысячелетия до н.э., и которую популярная литература, а также некоторые историки на протяжении веков ассоциировали с евреями. Согласно статье, опубликованной в академическом журнале «PLOS ONE» на прошлой неделе, гиксосы были не захватчиками, а скорее азиатскими иммигрантами, которые поселились в Египте – особенно в регионе дельты Нила – жили там веками и в конце концов сумели осуществить захват власти.
Авторы из Борнмутского университета и Университета Дарема в Соединенном Королевстве и Австрийской академии наук в Вене пришли к такому выводу, проанализировав останки 75 человек, похороненных в Телль-эль-Даба, столице гиксосов. Изучение соотношений изотопов стронция в зубной эмали позволило им провести различие между теми, кто провел свое детство в северо-восточной дельте Нила, и теми, кто вырос в другом месте, а затем переехал в этот регион.
«Отдельные лица и группы продолжали иммигрировать в Египет из Ханаана на протяжении тысячелетий», – заявила «The Jerusalem Post» Орли Гольдвассер, заведующая кафедрой египтологии в Еврейском университете в Иерусалиме. «Египет был Соединенными Штатами древности, полон воды и богат, а Ханаан был намного беднее и суше». Что касается гиксосов, то известно, что около 1750 или 1700 г. до н.э. центральная власть в Египте была очень слабой, и группы ханаанцев, которые проникли в страну и поселились на севере, стали сильнее и смогли силой захватить власть, сказала она. Египтяне возмущались иностранным правлением, и около 1530 г. до н.э. им удалось изгнать их.
Этот опыт оставил глубокий след в египетской культуре, в результате чего гиксосы получили очень плохую репутацию. Гиксосы были ханаанеями, которые жили за 500 лет до прибытия евреев в Ханаан после Исхода из Египта; следовательно, они не могут быть народами одного происхождения, говорит Гольдвассер. Однако история о пребывании евреев в Египте побудила еврейского историка Иосифа Флавия выстроить связь между этими двумя группами. Эта концепция настолько отложилась в памяти египтян, что по сей день обычный человек в Египте считает, что гиксосы были евреями, и связывает их с разрушением и хаосом.
Вскоре после того, как господство гиксосов закончилось, жители Ханаана продолжали пребывать в Египет, и среди них, возможно, были предки евреев. Некоторые археологи считают, что история пребывания в Египте была придумана намного позже, чтобы создать единую историческую основу для евреев. Другие смотрят на различные данные, описанные в Библии, такие как названия и географическое описание мест, и придерживаются мнения, что в этом есть доля правды, хотя текст не следует воспринимать буквально, заявила Гольдвассер «The Post». То, что описано, соответствует динамике, которая не является чем-то необычным в истории Египта: группа людей из Ханаана переехала туда, один из них стал лидером, а затем потерял власть, группа была рекрутирована на массовые общественные строительные работы, а затем сбежала.
Несмотря на то, что существующие письменные источники о гиксосах, известные сегодня, были созданы гораздо позже их правления, десятилетия раскопок в Телль-эль-Даба предоставили достаточно доказательств для понимания их жизни, не оставляя никаких сомнений в том, что город был ханаанским центром с погребениями и храмами, посвященными ханаанским божествам, особенно Баалу. Один из правителей даже упоминается в более позднем египетском тексте как совершивший грех, поклоняясь только Баалу вместо множества богов. В 14 веке до н.э. один из фараонов, которого впоследствии отвергали и считали еретиком, перенял эту идею единого бога.
Вместо того чтобы рассматривать эти параллели между гиксосами и евреями как признак того, что они действительно могли быть одним народом, их следует проанализировать как феномен различных фрагментов воспоминаний, сливающихся в нарративе древних египтян, заявила Гольдвассер. Статья, опубликованная в «PLOS ONE», не дала новой информации, а скорее подтвердила то, что уже было известно о ханаанской идентичности гиксосов и что было бы полезно проанализировать большее количество человеческих останков, сказала она.