Учебный год в Израиле вот-вот начнется, а пока ничего неизвестно
Родители и учителя, как и каждый год, надеются, что учебный год начнется вовремя на следующей неделе, пишет журналист «The Jerusalem Post» Заки Хеннесси. Но, конечно, никто не знает, будет ли это так.
По мере приближения учебного года дети и родители штурмуют торговые центры в поисках школьных принадлежностей, семьи затапливают пляжи в попытке выжать последнее из летних каникул. Между тем, в тихих классах по всей стране учителя также готовятся к учебному году, развешивая украшения, организуя уроки и готовя годовое ежедневное обучение для своих учеников. Все делают все возможное, предполагая, что 1 сентября ворота и классы откроются, и классы страны снова будут заполнены примерно двумя с половиной миллионами пытливых умов. Конечно, и это тоже бывает почти ежегодно, все также знают, что шансы на то, что учебный год начнется вовремя, находятся под угрозой. В этом году, как и во многие предыдущие годы в истории страны, учителя готовы оставить классы запертыми в первый учебный день до тех пор, пока они не начнут получать столько, сколько они, по их мнению, заслуживают.
Союз учителей объявил, что он объявит забастовку, отложив начало учебного года, если Министерство финансов не согласится обеспечить более высокие зарплаты и условия работы для педагогов государственных школ. Проблем, которые профсоюз хочет решить, множество, но они проистекают из одного простого факта: израильским учителям недостаточно хорошо платят. Согласно недавнему отчету, опубликованному Организацией экономического сотрудничества и развития, израильские учителя являются одними из самых низкооплачиваемых работников образования во всех странах ОЭСР, хотя в результате шестидневной учебной недели в Израиле они работают больше часов, чем в среднем по ОЭСР.
В отчете также говорится, что в Израиле один из самых больших разрывов в заработной плате учителей: учителя – ветераны, такие, как директора, зарабатывают до 25346 шекелей в месяц, а начинающие учителя могут зарабатывать всего 5880 шекелей. Проблема недостаточной оплаты привела к другой ключевой проблеме, преследующей эту область: острой нехватке преподавательского состава. В конце июля Министерство образования заявило, что в Израиле не хватает почти 6000 учителей. Такой вакуум иллюстрирует бедственное положение молодых учителей, многие из которых вскоре после прихода на работу покидают ее из-за неудовлетворительных условий труда и непомерно низкой заработной платы.
По этим причинам профсоюз ясно дал понять, что готов полностью остановить всю школьную систему, если Министерство финансов не согласится улучшить финансовое положение отрасли. Переговорный процесс идет плохо. Хотя обсуждение лучших условий началось в начале года после расторжения предыдущего соглашения профсоюза с Министерством, последняя сторона значительно затянула обсуждение. Предполагают, что медлительность Министерства связана с опасением, что повышение заработной платы в одной из жалующихся отраслей вызовет «эффект домино», когда несколько поддерживаемых государством отраслей потребуют приемлемой заработной платы. По словам самого Либермана: «Есть бесчисленное количество требований о заработной плате. Все, что мы подпишем с учителями, в дальнейшем повлияет и на других».
После того как на прошлой неделе Союз учителей объявил о забастовке, Министерство финансов неожиданно начало очень серьезно относиться к переговорам, представив профсоюзу то, что Либерман назвал «щедрым предложением», в основе которого лежал более высокий стартовый уровень зарплат в размере 9000 шекелей для начинающих учителей и предоставление бонусов учителям в зависимости от заслуг, а не за стаж. Этот последний пункт был огромной «красной тряпкой» для профсоюза, который назвал его «расплывчатым» в отношении того, что представляет собой заслуга, достаточная для того, чтобы заслужить больше денег. И заявил, что основывать бонусы на заслугах, а не на стаже, оскорбительно для учителей страны, которые работали в течение многих лет, несмотря на явно худшие условия. Профсоюз отказался от предложения Министерства, и вскоре после этого – из-за давления со стороны главы Союза учителей Яффы Бен Давид, а также министра образования Ифат Шаша-Битон и других правительственных чиновников – премьер-министр Яир Лапид вмешался в конфликт, чтобы разобраться в нем.
Однако после нескольких дней встреч со сторонами и нескольких комбинаций вмешательство Лапида (которое подверглось резкой критике со стороны Либермана) оказалось неэффективным. На момент написания статьи профсоюз и Министерство все еще не договорились. Последнее сообщение Министерства финансов поступило из опубликованного 23 августа заявления, в котором сообщалось, что между Либерманом и Бен Давид состоялась встреча, в ходе которой «стороны отметили важность подписания соглашения о справедливой заработной плате и начале учебного года в соответствии с планом».
Это свидетельствует о большом прогрессе, поскольку обе стороны недвусмысленно заявили о своей надежде на быстрое завершение переговоров и на то, что школа начнет работу вовремя.
Общая цель
На самом деле, кажется, что почти все хотели бы, чтобы учебный год начался вовремя. «Я не против, если учителя захотят бастовать, но я не согласен с тем, что это повлияет на моих детей», — заявил местный родитель Габриэль Ааронсон. В переписке с автором статьи он выразил разочарование по поводу необходимости вмешательства государства в спор. «Если учителям в школе, где учатся мои дети, не платят достаточно, я ожидаю, что школа поднимет им зарплату. Если учителя хотят слишком много денег, они должны пойти преподавать в другую школу», — заметил он. «Обеспечение должной оплаты труда учителей должно быть обязанностью директора школы, а не Министерства образования. Привязка моей школы к ставкам заработной платы Министерства образования означает, что мои дети страдают от бесхозяйственности».
Он не винит учителей за забастовку — на самом деле, он зашел так далеко, что заявил, что готов подкрепить свое слово тем, что важнее всего для ответственных сторон: своим голосом. «Если будет забастовка, я буду очень недоволен Министерством образования и буду голосовать за ту партию, которая ослабит контроль над местным образованием», — заявил он.
В связи с надвигающейся задержкой учебного года некоторые родители размышляют о том, имеет ли смысл взять дело в свои руки и перевести детей на домашнее обучение. Эфраим — работающий родитель из Пардес-Ханы. С начала пандемии Covid-19 он и его жена обучали на дому их старшую дочь Э., которая скоро станет шестиклассницей. «Она совсем не справлялась с дистанционным обучением. И мы сказали: «Она ничего не улавливает. Мы можем сделать это сами». Мы оба уже работали из дома, так что у нас все получилось», — заявил он в интервью по телефону. Их сын Н., напротив, вот-вот пойдет во второй класс, и родители очень хотели отправить его в школу, чтобы расширить его кругозор. В случае забастовки с Н., скорее всего, все будет в порядке, если его родители организуют несколько игр и прогулок. Но им, возможно, придется добавить его в программу домашнего обучения, если его образование окажется под угрозой. Эфраиму кажется трудным справиться со связанной с этим дополнительной логистической нагрузкой на домашнее хозяйство. «Мы уже обнаружили, что домашнее обучение нашей дочери нарушает мой график», — заявил Эфраим. «Добавление еще одного ребенка усложняет выполнение того стандарта, которого мы хотели бы придерживаться. Я не думаю, что это сильно повлияет на него; но для нас это точно не оптимально».
Последняя часть головоломки
Заключительная часть истории – сами учителя, которым было приказано готовиться к забастовке, в то время как Бен Давид упорно добивается для них лучших условий в конференц-залах Министерства финансов. Некоторые критикуют агрессивный подход Бен Давида, но есть и другие, которые считают, что ситуация требует жесткого отношения. «Она очень жесткая, очень агрессивная. Я бы так не поступила», — заявила учительница с 18-летним стажем Айнав Михаэли. «При этом она женщина; она противостоит множеству очень жестких мужчин. И я думаю, что, к сожалению, если бы она была действительно хорошей женщиной, стоящей рядом и не боровшейся за то, во что она верила, это никуда бы не привело. Я бы хотела, чтобы все было по-другому, но я чувствую, что она делает свою работу хорошо».
Несмотря на грубый подход представителя ее профсоюза, Михаэли считает, что Бен Давид делает правильный выбор – в том числе и когда решила отклонить вышеупомянутое «щедрое предложение» Либермана. Как опытный учитель, она была среди тех, кого оскорбило настойчивое требование Министерства присуждать бонусы за «заслуги» вместо стажа. «Я серьезно задета тем, что они предложили. Как могло случиться, что, если в этом году у меня появится новая учительница, я буду тем, кто будет помогать ей, направлять и обучать ее, а она будет получать больше денег, чем я? Такого не было бы ни на одном другом рабочем месте в Израиле».
Михаэли заметила, что она, как и многие израильские учителя, является очень пассивным членом Союза учителей. После того как в начале ее карьеры ей посоветовали присоединиться к нему, она очень мало общалась с организацией. Однако, несмотря на это, она чувствует себя хорошо представленной профсоюзом с точки зрения его повестки дня. «Я действительно считаю, что Министерство образования, вероятно, работает с очень большим бюджетом, и он может быть не разделен должным образом», — заявила она, добавив, что необходимо внести другие изменения, например, сделать классы меньше. Кроме того, она согласилась с основным призывом повысить заработную плату учителей, добавив, что учителям платят удивительно мало с учетом их относительной значимости в обществе. «Я люблю свою работу. Мне нравится быть учителем. Но я не основной источник дохода в семьи, и это несправедливо. Почему это не должно быть возможно? Люди, которые работают в электрической компании, являются государственными служащими, и они зарабатывают намного больше, чем я; но я работаю не меньше, чем они», — заявила она. «Я знаю очень многих учителей в нашей школе, которые преданы своему делу и так много делают; они заслуживают того, чтобы им платили больше. Наши дети заслуживают того, чтобы учителя приходили на занятия счастливыми и чувствовали, что им должным образом платят за то, что они делают».
Она отметила, что, несмотря на плохие условия, низкую заработную плату и отсутствие признания, многие учителя, такие как она, очень преданы своим классам. «Я так много делаю для школы, даже в свободное время. Я трачу деньги на школу, покупаю игры, покупаю украшения для класса. Иногда меня выручает школа, но многое я делаю сама — потому что хочу, потому что это важно для меня», — рассказала она. «Мне нравится быть учителем — это часть меня. И я чувствую, что Минфин этим пользуется».