Центр Симона Визенталя начинает розыск последних живых нацистов после осуждения 101-летнего бывшего эсэсовца
Ведущий “охотник за нацистами” начал охоту на многих выживших преступников Холокоста, заявив “Jewish Chronicle”, что он не успокоится, пока хоть один из них все еще “дышит”.
Доктор Эфраим Зурофф из Центра Симона Визенталя (SWC) выступил с этим заявлением после того, как 101-летний бывший охранник концлагеря Йозеф Шютц был признан на этой неделе виновным в убийстве тысяч евреев. Он был приговорен к пяти годам тюремного заключения окружным судом Нойруппина на востоке Германии за “жестокое и коварное” убийство 3518 заключенных.
SWC теперь соревнуются со временем, чтобы выследить оставшихся нацистов до того, как они умрут.
Доктор Зурофф сообщил JC, что число выживших преступников составляет “по меньшей мере, много десятков”. Он заметил: “У Германии, ранее, был ужасный послужной список в сфере привлечения нацистов к ответственности. Были даже предприняты согласованные усилия против того, чтобы такие судебные процессы, как процесс Йозефа Шютца, продолжались. Но теперь все изменилось. Мы, однако, никогда не прекращали борьбу, и даже несмотря на то, что время быстро истекает, мы не сдадимся. Моя работа не будет закончена, пока хоть один не привлеченный к уголовной ответственности нацистский преступник испустит дух”.
Он объяснил, что его работа состоит из трех основных частей. “По сути, часть того, чем я занимаюсь, – это быть детективом, выслеживая этих скрывающихся сегодня нацистов”, – рассказал он. “Другая часть – быть историком, оценивать все доказательства, военные документы, показания свидетелей, интервью и так далее. Но заключительная часть – это действовать в качестве политического лоббиста, создавать политическую волю, создавать климат, при котором люди хотят, чтобы эти люди предстали перед судом”.
Германии удалось привлечь к ответственности некоторых нацистов, но очень немногих, и осудить их на невероятно малые сроки, учитывая серьезный характер совершенных преступлений.
Размышляя о неспособности как Западной, так и Восточной Германии возбуждать уголовные дела в адрес бывших нацистов во время холодной войны, д-р Зурофф говорит, что “драгоценные годы” были потеряны. “Люди в Центральном офисе в Людвигсбурге знают, что делают, но они не могут довести эти дела до суда, они просто проводят предварительное расследование, а затем передают свои выводы в прокуратуру в городах или муниципалитетах, где живут нацисты, – и тогда все зависит от того, что делают эти прокуратуры с помощью собранных материалов. Действия некоторых из них на протяжении многих лет были ужасными. Другие просто потратили свое драгоценное время на то, чтобы сделать очень мало. Прокуратура в Итцехо, например, потратила пять лет на то, чтобы решить, будет ли она судить Ирмгард Фурхнер, секретаршу коменданта нацистского лагеря, или нет. Так что, если ее и признают виновной, это будет означать, что пяти лет заключения она избежала”.
Судебный процесс над Фурхнер начался в прошлом году. Машинистка, работавшая секретарем коменданта Штуттгофа, она отрицает свою причастность к убийствам 11412 человек в лагере.
Зурофф заметил: “Так много драгоценных лет было потеряно без всякой уважительной причины. Нацисты сейчас очень старые. Это означает, что, даже если нацисты будут осуждены, они просто подадут апелляцию, и пока дело проходит через суды и все эти длительные, сложные, затяжные процессы, нацисты продолжают уклоняться от наказания”. Он добавил: “В четырех недавних случаях только один человек получил условный срок. Остальные трое были осуждены, но подали апелляцию, а затем умерли до возвращения дела в суд, так что они не отсидели ни дня в тюрьме”.
В интервью JC адвокат обвинения Томас Вальтер заявил, что крайне маловероятно, что Шютц в ближайшее время будет отбывать тюремный срок. “Если Шютц сейчас обжалует этот вердикт, у него есть одна неделя, чтобы сделать это в верховном суде. Но тогда им придется организовать слушания. Я думаю, пройдет не менее 12 месяцев, прежде чем Шютц действительно начнет отбывать какой-либо тюремный срок”.
Иерусалимский юрист и эксперт по Холокосту Дэвид Шенберг заявил JC: “В отличие от сегодняшнего дня в Германии, необходимо обеспечить полный публичный доступ, публичность и раскрытие личности, имени и текущей фотографии обвиняемого. Это важно для того, чтобы подчеркнуть реальность, которая была, а также для предотвращения отрицания и искажения сегодня. Эти несколько оставшихся судебных процессов не могут восстановить справедливость, поскольку их слишком мало и они проходят слишком поздно, но они все еще необходимы – и особенно необходимы судебные процессы против оставшихся солдат айнзатцгрупп, ни один из которых до сих пор не состоялся. Решение по делу против Йозефа Шютца является важным решением, поскольку оно устанавливает стандарты тюремного заключения, в том числе для пожилого осужденного – за соучастие в чудовищном содержании в скотском режиме, целью которого было унижение, пытки и убийства. Такой случай важен для меня, как для члена еврейского народа, который стал жертвой самых ужасных преступлений в истории, совершенных в массовых масштабах современным государством, и как для юриста, поскольку верховенство закона в обществе должно выражать свои принципы перед лицом таких преступлений”.