ЦАХАЛ считает “Хизбаллу” слишком слабой для нападения на Израиль
Хотя ЦАХАЛ планирует в ходе своих самых крупных маневров за 20 лет смоделировать войну с «Хизбаллой», маловероятно, что израильские солдаты в ближайшем будущем столкнутся с реальным конфликтом с этой террористической группой.
Согласно оценкам ЦАХАЛа, хотя «Хизбалла» и увеличила свои военные возможности в результате боевых действий в Сирии, она разбросала свои войска по всему Ближнему Востоку и не только несет от этого материальный ущерб, но и находится в кризисе внутри страны.
«Это внутренний кризис, с которым она борется, экономический кризис и кризис лидерства», – сказал начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Гади Айзенкот на научной конференции в Нетании в марте.
Эти заявления были поддержаны другими высокопоставленными офицерами ЦАХАЛа, которые подтвердили, что «Хизбалла» «находится в плохом состоянии», особенно после убийства одного из ее главных командиров в Сирии в 2016 году.
55-летний Мустафа Бадреддин был ответственным за военные операции группировки в Сирии с 2011 года и имел репутацию безжалостного убийцы и тактика. Он был убит в Дамаске в марте прошлого года в результате взрыва, который первоначально считался тайной израильской операцией.
«Хизбалла» позже официально обвинила в его смерти сирийские оппозиционные группировки, заявив, что он был убит в результате большого взрыва на одной из своих баз вблизи городского аэропорта, вызванного «артиллерийской бомбардировкой, проводимой группировками такфиристов [суннитских экстремистов], присутствующими в этом регионе».
Израильская разведка позже пришла к выводу, что Насралла сам отдал приказ об убийстве Бадреддина, под давлением генерал-майора Касема Солеймани, начальника подразделения «Эль-Кудс» иранского Корпуса стражей исламской революции, занимающегося операциями вне Ирана, поскольку верховный командир «Хизбаллы» находился в конфликте с иранскими военными командирами в Сирии.
Считается, что внутри организации в участии в его убийстве также подозревают Иран и Насраллу.
Тем не менее, несмотря на внутренние подозрения в отношении Насраллы и покровителя группы Ирана, военная мощь группировки продолжает расти, и она распространилась далеко за границы Ливана.
Созданная в 1980-х годах с помощью Ирана в качестве организации по сопротивлению израильской оккупации южного Ливана, «Хизбалла» с тех пор превратилась в группировку с тысячами боевиков, вооруженных современным оружием, которая распространилась по всему Ближнему Востоку.
«Хизбалла» отправляет тысячи бойцов в Сирию и присылает инструкторов для обучения бойцов-шиитов в Ираке, чтобы сражаться с «Исламским государством», а также поддерживает повстанцев-хуситов, сражающихся в Йемене против коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией.
Военно-воздушные силы Израиля за последние пять лет провели 100 авиаударов против конвоев, которые, как полагают, перевозили новейшее вооружение из Ирана через Сирию для «Хизбаллы».
2 сентября недавно назначенный министр обороны Ирана бригадный генерал Амир Хатами заявил, что Тегеран хочет «отделиться от внешнего мира и добиться самообеспеченности в оборонной промышленности».
В начале июля глава разведывательного управления ЦАХАЛа генерал-майор Герци Алеви подтвердил сообщения о том, что «Хизбалла» управляет двумя подземными оружейными заводами, созданными в ответ на предполагаемые нападения Израиля на конвои с оружием в Сирии.
Израиль также считает, что Иран начал строить аналогичные заводы в Йемене.
С помощью Ирана «Хизбалла» восстановила свой арсенал со времен Второй Ливанской войны в 2006 году, имея по меньшей мере 100 000 ракет ближнего радиуса действия и несколько тысяч ракет, которые могут попасть по целям в центральном регионе Израиля.
Помимо пополнения своего ракетного арсенала со времен Второй Ливанской войны, изменилась и сама «Хизбалла», превратившись из террористической группировки, ведущей партизанскую войну, в армию с батальонами, бригадами и более чем 40 000 бойцов, которые приобрели неизмеримый боевой опыт за время боев в Сирии на стороне президента Башара Асада.
Но война в Сирии дорого обошлась группировке, которой уже был причинен вред многолетними санкциями со стороны Соединенных Штатов; она страдает от сокращения рабочей силы и финансирования.
В недавнем докладе The New York Times цитируются аналитики, которые говорят, что группировка потеряла 2 000 боевиков в Сирии и не менее 4000 как полагают, были ранены. Группировка на протяжении многих лет поддерживала семьи погибших и раненых бойцов, и хотя в 2017 году были убиты только 50 боевиков «Хизаллы», ее финансовое состояние было тяжелым. «Хезболла» глубоко погружена в ливанское общество, а тысячи ливанских шиитов полагаются на нее как на источник социальной, медицинской и финансовой поддержке. Иран, который по-прежнему оказывает финансовую и военную поддержку – по некоторым оценкам она составляет не менее 200 миллионов долларов в год, также несет материальный ущерб, что оказывает влияние на «Хезболлу».
Так что в то время как продолжается война слов между Израилем и «Хезболлой», вряд ли Хезболла захочет начать новый раунд реальных боевых действий с его южным соседом. Вместо этого она, скорее всего, продолжит фокусировать свое внимание на подготовке бойцов в Ираке и Йемене, а также на отправку войск для борьбы на стороне Асада.