Трехмиллиардный фонд Трампа может исчезнуть до того, как из него потратят хотя бы цент
Когда Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн согласились официально оформить свои дипломатические отношения с Израилем в прошлом году, это решение сопровождалось бонусом — фондом в 3 миллиарда долларов, который будет выделять деньги на инициативы частного сектора, направленные на стимулирование экономического роста и сотрудничества на Ближнем Востоке, сообщает «The Times of Israel».
Позже, когда Судан и Марокко дали понять, что они будут устанавливать отношения с Израилем, им также был открыт доступ к 3 миллиардам долларов налогоплательщиков США. В заявлении об открытии фонда от 20 октября он был назван «неотъемлемой частью исторического мирного соглашения» между ОАЭ и Израилем, заключенного при поддержке Соединенных Штатов. «Это проявление нового духа дружбы и сотрудничества между тремя странами, а также их общей воли к развитию региона», – говорилось в заявлении.
Но менее чем через пять месяцев будущее фонда неясно. Беседы с десятками людей показывают, что, хотя фонд получил быстрый, хотя и неясный, старт, он прекратил свое существование с приходом администрации Байдена. Арье Лайтстоун, назначенный администрацией бывшего президента Дональда Трампа для управления фондом, подал в отставку, и на его место никто не был назначен. В то же время были подняты вопросы о прозрачности фонда со штаб-квартирой в Израиле и о том, был ли он политизирован. Когда было объявлено о создании фонда, он был организован как подразделение «Международной финансовой корпорации развития США», или DFC, государственного банка развития США, который был создан в 2019 году путем объединения Корпорации зарубежных частных инвестиций с Управлением по кредитованию развития USAID. (Фонд не имеет никакого отношения к «Abraham Fund Initiatives», еврейско-арабской группе сосуществования, базирующейся в Израиле.)
С октября по январь в Фонд Авраама было подано более 250 заявок, в том числе от частных фирм и полугосударственных инициатив в ОАЭ, Иордании, Бахрейне, Египте и других странах региона. Некоторые из них были двусторонними совместными предприятиями. По словам источников, в конечном итоге было выбрано и отправлено на утверждение в DFC в Вашингтоне пятнадцать проектов. Израильский предприниматель, имеющий тесные связи с бывшими сотрудниками посольства США в Израиле, рассказал, что администрация Трампа поддержала фонд, все еще надеясь на переизбрание. Как заявил предприниматель «The Times of Israel», когда стало ясно, что Трамп не был избран на второй срок, все ожидания того, что фонд продолжит работу, рухнули.
Лайтстоун, который был правой рукой бывшего посла США в Израиле Дэвида Фридмана, ушел в отставку 20 января, в день вступления в должность президента Джо Байдена, как и Адам Бойлер, также политический назначенец (и бывший сосед Джареда Кушнера), возглавлявший DFC. По состоянию на 1 марта не были названы кандидаты ни для одной из этих должностей, как и для должности посла Дэвида Фридмана, который также подал в отставку 20 января. Согласно источникам, хорошо осведомленным о ситуации, отсутствие назначений, вероятно, отражает отсутствие энтузиазма по поводу будущего Фонда Авраама.
Офис премьер-министра отказался от комментариев, но израильские чиновники, пожелавшие остаться анонимными, заявили, что у них было ощущение, что США сокращают инвестиции в регион. «У них нет на это денег», – заметил один чиновник.
Сотрудники пресс-службы DFC, которая продолжала работать под руководством генерального директора Дев Джагадесана, кадрового бюрократа, не ответили на запросы относительно деталей 15 проектов Фонда Авраама, которые были представлены на утверждение в агентство. Однако «The Times of Israel» стало известно, что пять проектов были связаны с энергетическим сектором, пять – с продовольственной безопасностью, а пять – с финансированием. Проекты оценивались Лайтстоуном и его небольшим штатов сотрудников на основании того, будут ли они способствовать достижению целей внешней политики США, могут ли они принести прибыль налогоплательщикам США и помогут ли принимающим странам превратиться из получателей помощи в доноров, а также будут ли соответствовать экономическим ограничениям DFC.
В отличие от USAID, DFC не предоставляет гранты, а, скорее, предоставляет займы в расчете на возврат инвестиций. По состоянию на сентябрь 2020 года у него было три активных проекта в Израиле на общую сумму 580 миллионов долларов. В 2019 году он также выделил 480 миллионов долларов на два египетских проекта по транспортировке сжиженного природного газа с израильских газовых месторождений, разрабатываемых «Noble Energy».
Дан Катривас, глава отдела внешней торговли Ассоциации производителей Израиля, рассказал «The Times of Israel», что он пытался выяснить, как подавать проекты в Фонд Авраама сразу после того, как о нем было объявлено, но не было никакой прозрачности в отношении процесса подачи заявок или критериев отбора. «Я пытался связаться с фондом, но было непонятно, каковы их приоритеты, во что они собирались инвестировать», – заявил он. «Они не открывали официальный сайт и не объявляли тендер». Он отметил, что американские правила транспарентности означают, что информация должна появиться. «У них есть этический кодекс, и они должны будут дать ответы Конгрессу», – подчеркнул Катривас. «Но прямо сейчас тот факт, что неясно, как он будет работать, как будут инвестированы деньги и по каким критериям, вызывает множество вопросов».
У Фонда Авраама до сих пор нет сайта, а на сайте DFC, на котором перечислены активные проекты и публикуются квартальные отчеты, есть только официальные данные до конца июня. Проект бюджета на 2021 финансовый год, обычно представляемый весной предыдущего года, не включает Фонд Авраама. Среди небольшого количества информации, размещенной на сайте DFC о Фонде Авраама, есть единственный пресс-релиз, в котором объявляется, что Узбекистан расширяет свое партнерство с Фондом Авраама. «Обязательство Узбекистана в размере до 50 миллионов долларов являются свидетельством действия Соглашений Авраама и того факта, что улучшение экономического сотрудничества и связей является целью, разделяемой многими, и которая также принесет процветание Узбекистану», – говорилось в пресс-релизе. Он не содержал подробностей о характере участия и причинах, по которым Узбекистан стремился участвовать в проектах, финансируемых через фонд.
В статье, опубликованной на «Entrepeneur.com» в ноябре, отмечалось, что деловые отношения между Израилем и Узбекистаном набирают обороты после подписания Соглашения Авраама, перечисляя возможные сделки, связанные с технологиями получения и распределения воды, оружием и секретными системами кибершпионажа.
По словам представителей администрации, Лайтстоун сыграл ключевую роль в заключении соглашений между Израилем и странами Персидского залива, но он оставался в основном за кулисами до последних дней администрации, когда Госдепартамент назначил его специальным посланником по экономической нормализации в последний день 2020 года. Его должность, сначала в качестве главы администрации Фридмана, а затем в качестве главы Фонда Авраама, вызвала некоторые опасения по поводу его тесных связей с администрацией Трампа и отсутствия опыта в сфере помощи в целях развития. Некоторые сомневались, уместно ли политическому назначенцу возглавлять филиал иностранного инвестиционного банка правительства США, которым обычно руководит аполитичный чиновник.
Лайтстоун, чьи отношения с Фридманом восходят к тому времени, когда он был чиновником Ортодоксального союза, имеет тесные связи с кругом трамповских советников-евреев. В прошлом году он, как ортодоксальный раввин присутствовал на свадьбе главного советника Трампа по иммиграции Стивена Миллера и Кейт Уолдман, помощника вице-президента Майка Пенса, которая состоялась в отеле «Trump International Hotel». Он отказался общаться с «The Times of Israel», хотя в недавнем интервью газете «Intermountain Jewish News» из Колорадо он, похоже, преуменьшил перспективы продолжения работы Фонда Авраама, вместо этого говоря о женском Форуме экономического развития, о котором было объявлено за несколько дней до его ухода. «Я надеюсь, что тот, кто не в восторге от Программы А, действительно верит, что Программа Б обеспечит лучшую отдачу нашим налогоплательщикам и более эффективный способ достижения мира», – заявил он.
В ноябре администрация Трампа сообщила JTA, что Лайтстоун – «парень, который знает как делать дела». На данный момент, однако, похоже, что обещания Фонда Авраама о том, что на регион прольется финансовый дождь, испарились.