Торговля между Турцией и Израилем растет, а дипломатические отношения достигли дна
Сложные дипломатические отношения между Израилем и Турцией, похоже, не наносят ущерба торговым связям между двумя государствами Восточного Средиземноморья. Но это создает определенный внешний фон.
Антагонистические заявления правительства, которые в настоящее время являются нормой, дают представление о дипломатическом кризисе. Однако общие коммерческие интересы создают основу для построения отношений между двумя государствами. В этом месяце 18-дневная виртуальная торговая миссия для индустрии продуктов питания и напитков, организованная ASHIB, турецкой Средиземноморской Ассоциацией экспортеров водных и животных продуктов, привлекает интерес ряда израильских компаний, включая супермаркеты, розничных торговцев, импортеров и производителей. Спонсируемая турецкой Ассоциацией средиземноморских экспортеров (AKIB), виртуальная торговая миссия заменяет физическую миссию из-за пандемии коронавируса.
Израильские сети супермаркетов, такие как «Rami Levy» и «Baladi», а также импортер продуктов питания «Neto Group», проводят виртуальные встречи с турецкими экспортерами. К концу виртуальной миссии в конце этого месяца организаторы ожидают, что состоится около 50 видеовстреч. «Мы живем в эпоху виртуальных встреч, и бизнес должен продолжаться», – заявил «The Media Line» генеральный секретарь AKIB Мехмет Али Эркан. Он отметил, что на предыдущей онлайн-конференции, организованной консульством Анкары в Израиле, «мы представили большой выбор продукции зерновой компании, производящей макаронные изделия и зерновые продукты».
Исторически сложилось так, что у Израиля дефицит торгового баланса с Турцией, за исключением 2013 и 2014 годов, когда у еврейского государства было небольшое положительное сальдо торгового баланса. С тех пор стоимость турецкого экспорта более чем вдвое превысила стоимость импорта из Израиля. По данным Израильского института экспорта, в 2019 году в экспорте Израиля в Турцию лидировала продукция химического сектора с долей почти 50%, за которым следовали пластмассы (12%) и топливо (9%). Импорт из Турции был более разнообразным, и ни один сектор не доминировал. Наибольшие объемы импорта Израиля из Турции по секторам приходятся на автомобили (18%), железо и сталь (16%), затем идут пластмассы (7%), машины (6%) и цемент (5%).
Согласно данным Международного торгового центра в Женеве, совместного агентства Организации Объединенных Наций и Всемирной торговой организации, двусторонняя торговля в 2018 году достигла 6,2 млрд долларов, а затем упала до 5,5 млрд долларов в 2019 году. Это делает Турцию шестым по величине торговым партнером Израиля, отмечает Менаше Кармон, бывший ранее председателем Израильско-турецкого делового совета и владелец экспортно-импортного бизнеса. Кармон убежден, что компании в Израиле и Турции дополняют друг друга и демонстрируют большой торговый потенциал. По его словам, в настоящее время торговля между странами составляет от 2% до 3% от общего объема торговли Израиля. «Потенциал вполне реален. Эти две страны находятся рядом друг с другом, обеспечивают быструю доставку продукции и обеспечивают хорошее качество товаров», – заявил Кармон «The Media Line». Однако, по его мнению, делается недостаточно.
«Израиль не увеличивает объемы торговли с Турцией. Мы могли бы отправлять сложные товары, такие как программное обеспечение, медицинское оборудование и продукцию сельского хозяйства. Потенциал есть. На долю Турции должно приходиться от 10 до 15% общего объема торговли Израиля», – восклицает он. «Проблема заключается в политических трениях между правительствами, а не бизнесменами», – заметил Кармон. «Конечно, торговля между двумя странами разрешена», – лаконично заметил он «The Media Line». Однако несколько геополитических кризисов и их последствия угрожают ситуации. «Обе страны использовали их во внутриполитических целях. Это длилось слишком долго. В прошлом у кризиса было начало и конец. Сегодня я не вижу конца», – говорит он. Кармон» заявил «The Media Line»: «Для многих в Израиле Турция больше не является потенциальным деловым партнером, и наоборот».
Вторя этим комментариям, доктор Хай Эйтан Коэн Янарочак, эксперт по современной Турции из Центра ближневосточных и африканских исследований имени Моше Даяна при Тель-Авивском университете, заявил «The Media Line», что политические отношения между Турцией и Израилем находятся на низком уровне. «Развеваются флаги в соответствующих посольствах. Это признак существования дипломатических отношений, но не более того», – заметил ученый турецкого происхождения. По его словам, поскольку американо-турецкие отношения находятся в кризисном состоянии, а Израиль рассматривается как продолжение Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, он не видит потенциала для улучшения израильско-турецких политических отношений в ближайшем будущем.
Эркан несколько иначе смотрит на эти трудности. Его коллеги на юге Турции ведут бизнес по всему региону, в том числе в охваченном войной Ираке и Сирии. Его работа с ними по развитию бизнеса в зонах боевых действий, где отсутствует функционирующая экономическая инфраструктура, позволяет ему взглянуть на ведение бизнеса с Израилем в ином свете. «Что ж, мы живем в трудном регионе, поэтому нас ждут взлеты и падения. Это одна из причин, по которой мы пытаемся проводить все эти торговые миссии, чтобы мы могли создать какой-то общий интерес между людьми и нам не приходилось бы бороться с какими-то глупостями», – заявил он «The Media Line». Что касается холодных дипломатических отношений Израиля и Турции, Эркан заметил The Media Line: «Израиль всегда был для нас хорошим рынком. Даже несмотря на политические проблемы, бизнес работает. На бизнес это не повлияло».
Вторя оптимистическому прогнозу Эркана, Адив Барух, председатель Израильского института экспорта, оптимистичен. «Турция — это страна, дипломатические отношения которой с Израилем полностью отделены от экономических отношений. Торговля стабильная и активная. У нас есть двусторонняя торговля на 5 миллиардов долларов», – заявил он «The Media Line». Как опытный предприниматель, Барух видит возможности там, где другие видят трудности. «У нас есть возможность создать «экономику мира»», – отмечает Барух. «Мы подготовили экспортную инфраструктуру по всему миру для создания платформ для двусторонней торговли без участия правительства». «Турция – отличный пример. Руководители бизнеса укрепляют доверие и понимают дополнительное преимущество этой бизнес-структуры. Мы продолжаем развивать бизнес, несмотря на отсутствие дипломатической поддержки», – заметил Барух.
По словам Баруха, «пандемия Covid-19 замедляет торговлю. Есть корреляция между мировой торговлей и израильским экспортом. Мы ожидаем, что мировая торговля снизится на 10-15%, особенно в связи с тем, что каждая страна рассчитывает на своих местных поставщиков, которые будут поставлять товары во время пандемии коронавируса. Мы ожидаем, что экспорт Израиля также снизится на 10-15% в 2020 году». Пандемия сильно ударила по химическому сектору. Уровень цен снизился, что привело к падению доходов. Эркан заявил The Media Line: «Это никак не связано с Израилем или Турцией; так происходит по всему миру». Тем не менее он остается оптимистом.
Несмотря на значительное падение экспорта с марта по май из-за пандемии, продажи с июня по сентябрь более чем компенсировали более раннее падение продаж в этом секторе. «Похоже, что пандемия не повлияла на экспорт Турции в Израиль. За первые девять месяцев 2020 года экспорт Турции в Израиль составил 3,2 миллиарда долларов, почти столько же, сколько в прошлом году за тот же период», – говорит он. Что касается турецких экспортеров продуктов питания и напитков в Израиль, то продажи растут. За первые девять месяцев 2020 года продажи сухофруктов выросли на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, тогда как продажа продукция рыболовства выросла более чем на 36%, а зерновых и бобовых – почти на 18%. Даже экспорт фруктов и овощей вырос более чем на 25%.
Эркан заявил «The Media Line»: «Это первый раз, когда ASHIB организует виртуальную торговую миссию, и они решили начать с Израиля. Это показывает важность, придаваемую израильскому рынку. «Еще одна виртуальная торговая миссия, по мебельной промышленности, как ожидается, состоится в ноябре», – добавляет он. «Встречи проходят в режиме онлайн, и для участников это новый опыт. Мы не знаем, как долго продлится пандемия, но и турецкие, и израильские бизнесмены, похоже, довольно быстро приспосабливаются к новому порядку ведения бизнеса», – говорит Эркан. Могут ли политики поступать так же? Это остается открытым вопросом.