Новости

«Тень коменданта» рассказывает правдивую историю, стоящую за «Зоной интересов»

2 июня, 13:00 Документальный фильм
Поделиться

В оскароносной драме «Зона интересов» о жизни рядом с Аушвицем дети коменданта нацистского концентрационного лагеря Рудольфа Хёсса лишь смутно осознают ужасы, разворачивающиеся по другую сторону забора, пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.

Теперь новый документальный фильм, исследующий то, что и когда знали эти реальные дети, выходит в кинотеатрах — и в отличие от «Зоны интереса», он включает голоса евреев, заключенных Аушвице.

«Тень коменданта» режиссера Даниэлы Волкер рассказывает две параллельные истории. Одна из них — об Аните Ласкер-Уоллфиш, немецкой еврейке, виолончелистке, пережившей Аушвице и игравшей в лагерном оркестре. Другая — о Хансе-Юргене Хёссе, сыне Рудольфа Хёсса, которому было 3 года, когда был построен Аушвице, и 7 лет, когда он был освобожден, после того как там было убито более миллиона человек, почти все евреи. Он появится 29 и 30 мая в кинотеатрах в районе Нью-Йорка.

Рудольф Хёсс, ответственный за создание газовых камер Аушвица, был казнен за свои военные преступления в лагере в 1947 году по просьбе выживших узников. В документальном фильме рассказывается о сыне Ганса и внуке Рудольфа Хёсса, Кае, пасторе церкви в Штутгарте, которая обслуживает вооруженные силы США, — который заставляет Ганса задуматься о роли своего отца в Холокосте. «Я могу говорить о травме в моей семье, о том, как мы с отцом, скрывая правду, никогда не говорили об этом дома», — рассказал Кай Хёсс JTA. «Но все же это имеет очень негативные последствия. И вот что происходит, когда об ужасных вещах не говорят, и ты не работаешь над этими вещами, а просто пытаешься сделать вид, что этого не произошло. В моем доме этого никогда не отрицали, но мы просто держали это в тайне».

На протяжении всего фильма Ганс, который поначалу говорит, что не может себе представить, чтобы его отец «занимался чем-то большим, чем просто бумажной работой», впервые читает автобиографию своего отца, написанную в то время, когда Рудольф Хёсс ожидал казни, и узнает всю степень его участия в «Окончательном решении». В фильме показано, как он чувствует себя шокированным уровнем детализации, с которой его отец писал о массовом убийстве, которым он руководил, и той банальностью, с которой он в конце начал писать о своей семейной жизни с женой и детьми. Но Ганс до конца не понимает ужасов Аушвица, пока впервые не посетит лагерь и не увидит газовые камеры своими глазами. В фильме также показано воссоединение Ганса со своей старшей сестрой Инге-Бригитте после 55 лет разлуки. Ганс предполагает, что они оба, возможно, лучше справились бы со своей травмой, если бы воссоединились раньше, но Бриггите, бывшая модель «Balenciaga», которая десятилетиями спокойно жила как Бриджит в Вашингтоне, округ Колумбия, предполагает, что в настоящее время ее не беспокоит история их семьи. На вопрос на камеру, отрицает ли она ответственность своего отца за смерть более миллиона человек, Бриджит отвечает: «Нет, почему? Так оно и было. Это был Третий Рейх. Это было давно». Она добавляет: «Я думаю, все это история. Что я могу сделать? Что я могу сказать?»

С тех пор как был снят документальный фильм, Ханс-Юрген и Бриджит умерли. Другой сын Ганса, Райнер, ранее публично признался в прошлом своей семьи, связанном с Холокостом, став известным антинацистским активистом и будучи символически «усыновленным» выжившей в Освенциме Евой Мозес Кор, которая подверглась медицинскому насилию Йозефа Менгеле по отношению к близнецам. Райнер исчез из поля зрения общественности после того, как в отчете 2020 года было установлено, что он был неоднократно осужден за мошенничество и не появляется в документальном фильме. Мозес Кор, умершая в 2019 году, дистанцировалась от Райнера после того, как узнала о его мошенничестве.

«Тень коменданта» появилась, когда известность семьи Хёсс в публичном нарративе об Аушвице возросла из-за «Зоны интересов». По словам его директора, он также стремится избежать той полемики, которую вызвал режиссер «Зоны интересов» Джонатан Глейзер, когда в своей благодарственной речи на церемонии вручения премии «Оскар» он осудил «оккупацию» и «дегуманизацию», которые, по его словам, привели к гибели людей как в Израиле, так и в секторе Газа.

«Он снял фильм о Холокосте», — заявила Волкер JTA. «Хороша ли идея говорить о происходящих сейчас событиях, решать ему. Но я знаю, что это вызвало много споров. И в каком-то смысле это обидно, потому что это умаляет фильм. Сейчас люди говорят о речи на церемонии вручения «Оскара», а не о самом фильме».

Исполнительными продюсерами «Тени коменданта» выступают Нил Блэр, один их тех, кто стоял за экранизацией серии книг о Гарри Поттере, и Дэвид Заслав, который также был исполнительным продюсером «Зоны интересов». Для Блэра речь Глейзера также имеет большое значение. За несколько минут до того, как «Тень коменданта» была показана на мировой премьере в Манхэттене на прошлой неделе, Блэр, еврей, сослался на неправильное толкование речи Глейзера, чтобы показать свою гордость за фильм, который он продюсировал. «В отличие от Джонатана Глейзера, никто не отказывается от своего иудаизма», — сказал Блэр. (Глейзер сказал, что он и его коллеги «отрицают то, что их еврейство и, что Холокост были захвачены оккупацией, которая привела к конфликту», но некоторые слушатели, в том числе видные еврейские голоса, думали, что он отверг свою еврейскую идентичность.)

Евреи – герои документального фильма говорят, что они не считают эту историю (о поиске пути вперед и примирении с прошлым) исключительно еврейской. «Эта ужасная тема остается вопросом для всех, потому что это не еврейская проблема», — заявила JTA Майя Ласкер-Уоллфиш, дочь Аниты. «Это человеческая проблема. И это не фильм о Холокосте. Это фильм о человечности». На протяжении всего фильма Майя переезжает из Лондона в Берлин, что добавляет некоторых трений в ее и без того непростые отношения с матерью. Майя, психотерапевт и автор «Письма в Бреслау», опубликованного только на немецком языке и рассказывающего историю их семьи, хочет вернуть часть своей семейной истории. Когда Майя предложила своей матери встретиться в Аушвице с сыном и внуком Рудольфа Хёсса, с которыми она связалась во время написания своих мемуаров, Анита сопротивляется – но только из-за места. «Я ничего не имею против встречи с сыном Хёсса», — говорит она. «Но я довольно инвалид. Но если он захочет прийти ко мне домой…» Ганс, Кай и Майя вместе посещают Аушвиц, где Ганс наконец понимает масштабы того, что сделал его отец. «Ужасно видеть, что он здесь сделал, — говорит Ганс о своем отце, — потому что мы знали его как другого человека». «Мы можем только надеяться, что это не повторится. И что мы извлекли из этого уроки», — добавляет он.

Кай отмечает, что очевидно, что общество ничему не научилось. «Иначе сейчас не было бы антисемитизма», — говорит он. Ганс и Кай едут в Англию, чтобы навестить Ласкер-Уоллфишей, где их угощают ругелахами (еврейская выпечка в виде рогаликов) и кофе. Ганс говорит, что впервые встречает человека, пережившего Холокост. (Аните Ласкер-Уоллфиш сейчас 98 лет, и она одна из примерно 245000 выживших, которые еще живы.) «Я думаю, что важно то, что фильм также показывает выход. Примирение, надежда, прощение, любовь, новая попытка, благодать», — заявил Кай Хёсс JTA. «Когда Анита пригласила нас к себе домой, это было очень мило. Мне это очень понравилось. Мне было очень приятно обнять эту женщину, хотя меня еще не было, когда все это произошло».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции