«Технион» разрабатывает навигационную систему для помощи слепым в навигации по городам
Исследователи из «Техниона» – Израильского технологического института разработали новую навигационную систему, призванную помочь слепым пешеходам ориентироваться на оживленных городских улицах.
В отличие от уже существующей стандартной системы, которая использует сеть пешеходных переходов, оборудованных тональными индикаторами, уведомляющими слабовидящих о том, что перекресток свободен (ускоренный сигнал означает, что переходить безопасно, а устойчивый сигнал означает, что это не так), ученые из «Техниона» изучили возможность разработки программного обеспечения, работающего в сочетании с географической базой данных «OpenStreetMap» – похожей на Википедию картой мира, созданной в результате редактирования добровольцами и краудсорсинга пользователей, которые могут вносить правки, редактировать или анализировать изображения районов, с которыми они знакомы, для создания более полного представления о мире.
Исследователи во главе с адъюнкт-профессором Саги Далиотом из отдела транспорта и геоинженерии факультета гражданской и экологической инженерии «Техниона» опубликовали свои выводы в научном журнале «Sage Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science». «В то время как большинство из нас воспринимает ориентацию в пространстве как должное, инстинктивно используя для этого наши визуальные каналы, миллионы слепых людей во всем мире сталкиваются с трудностями и препятствиями при попытке выполнить самые простые задачи, такие как прогулка до магазина на углу или использование общественного транспорта», – отметили авторы исследования в своих выводах, объясняя свою работу. «Это исследование направлено на разработку алгоритма поиска пути, основанного на «OpenStreetMap» для планирования доступных и безопасных маршрутов, специально предназначенных для слепых пешеходов», – заявили они. «Были проведены углубленные исследования, наблюдения и интервью со слепыми людьми и с инструкторами по ориентации и мобильности для определения и классификации пространственных критериев, касающихся мобильности, доступности и безопасности».
В то время как аналогичные решения действительно существуют на рынке сегодня, исследования, связанные с такими решениями, в настоящее время ограничены по объему, начиная с вопроса о том, что нужно для разработки эффективной системы поиска пути для слабовидящих – отсюда и причины углубленного исследования «Техниона». Поскольку исследование проводилось в Израиле, «Технион» привлек инструкторов по мобильности из некоммерческой организации «Мигдал-Ор», предлагающей реабилитационные услуги для людей с нарушением зрения по всему Израилю – инструкторов, которые накопили значительный опыт в своей области, обслуживая многих слабовидящих израильтян год за годом. Значительная часть маршрутов, рекомендованных программой, была идентична маршрутам, рекомендованным инструкторами по мобильности.
Многие добровольцы отметили, что программное обеспечение «Техниона» рекомендовало более доступные и безопасные маршруты, чем существующее коммерческое программное обеспечение, например «Google Maps». Само программное обеспечение оценивает различия между экологическими и семантическими данными, уделяя особое внимание разработке «безопасных, доступных и проходимых маршрутов» для людей с нарушениями зрения. Исследование предоставило ученым качественный и количественный анализ многочисленных маршрутов, доступных между разными отправными точками и пунктами назначения, и с учетом этого программное обеспечение могло определить уровень доступности и безопасности для каждого маршрута, который оно будет предлагать пользователю.
По сравнению с людьми с хорошим зрением, которые могут спокойно пройти по улицам, где ведутся строительные или дорожные работы, слабовидящим нужны безопасные, оптимизированные и последовательные маршруты к месту назначения и обратно, чтобы не потеряться в лабиринте города, который они пересекают. «Используя контролируемые итерационные эксперименты, были определены критерии взвешенного сетевого графика, что привело к разработке программного обеспечения для планирования маршрутов, которое генерирует оптимизированные маршруты для слепых пешеходов», – пояснили авторы исследования, объясняя свою методологию.
«Разработанное программное обеспечение было протестировано на различных маршрутах с помощью добровольцев из числа слепых и инструкторов по ориентации и мобильности». «Результаты показывают, что оптимальные маршруты, созданные с помощью программного обеспечения, были идентичны или очень похожи на маршруты, предложенные опытными инструкторами по ориентации и мобильности», – продолжили они. «Более того, добровольцы из числа слепых также заявили, что маршруты, спланированные программным обеспечением, действительно были более доступными и более безопасными для них по сравнению с маршрутами, предлагаемыми существующим коммерческим программным обеспечением, разработанным для наблюдения за пешеходами».