Новости

Супружеская пара подала иск к больнице “Ассута” на 9,2 миллиона долларов из-за путаницы в установлении отцовства при ЭКО

10 августа 2023, 15:00 медицина
Поделиться

Пара, прошедшая лечение от бесплодия в медицинском центре “Ассута” в Тель-Авиве, подала иск к больнице на 34 миллиона шекелей (9,2 миллиона долларов) после того, как генетические тесты показали, что по крайней мере один из их двух детей не является биологическим родственником отца, пишет журналистка “The Times of Israel” Рене Герт-Занд.

Поскольку второй ребенок был зачат в той же партии эмбрионов методом экстракорпорального оплодотворения, почти наверняка он тоже генетически не связан с отцом. Иск о врачебной халатности также возбужден против больничной кассы “Маккаби”, которая является материнской компанией “Ассуты”, и израильского правительства, которое отвечает за надзор за медицинскими учреждениями через Министерство здравоохранения.

Инцидент с участием пары был одной из серии тревожных ошибок, вызвавших слушания в Министерстве здравоохранения в июле, после которых оно наложило ряд ограничений на работу отделения ЭКО больницы Ассута в тель-авивском районе Рамат-Хахаяль. Помимо совершения серьезных ошибок, медицинский центр обвинили в попытке скрыть их и в том, что он своевременно не сообщил о них властям. Министерство запретило клинике по лечению бесплодия больницы принимать новых пациентов. Оно также приказало “Ассуте” ограничить свою деятельность по ЭКО в будущем.

За рабочий день, который закончится в 11 часов вечера, будет разрешено делать не более 25 процедур (изъятие яйцеклеток и перенос эмбрионов вместе взятых). “Это будет продолжаться до дальнейшего уведомления, чтобы гарантировать, что сфера деятельности соответствует требуемому стандарту и подразделение действует таким образом, чтобы не подвергать опасности или наносить ущерб общественному здоровью или правам пациентов”, – говорится в заявлении, опубликованном комитетом, назначенным для рассмотрения этого вопроса.

Министерство здравоохранения также поручило больнице немедленно найти и назначить независимого старшего советника для руководства усилиями по улучшению организационной культуры в области безопасности лечения.

Пара, подавшая иск, обоим за 30, не смогла забеременеть естественным путем и обратилась за медицинской помощью. Они обнаружили, что у мужа были проблемы со спермой, и была рекомендована хирургическая процедура. В 2018 году пара стала пациентами клиники “Ассута”, где проводится наибольшее количество процедур ЭКО в стране. Жене было произведено извлечение яйцеклетки, а мужу была сделана операция. По словам адвоката пары Гилада Гинзбурга, поскольку муж все еще находился в послеоперационной палате после проведенной процедуры, врач позвонил жене, чтобы сообщить ей печальную новость о том, что он не смог извлечь сперму, необходимую для ЭКО. Он рекомендовал паре начать думать о других вариантах, таких как усыновление или донорство спермы. Затем, пару часов спустя, врач перезвонил жене и сказал: “Это чудо — эмбриолог смог получить жизнеспособную сперму, и эмбрионы уже в лаборатории”, – рассказал Гинзбург.

Пара продолжила процедуру ЭКО, и родился их первый ребенок, которому сейчас около четырех лет. Два года спустя они использовали один из своих замороженных эмбрионов для рождения второго ребенка. По словам Гинзбурга, пара была обеспокоена, когда у второго ребенка обнаружились задержки в развитии. Генетик посоветовал им сделать тест, чтобы определить, есть ли какая-либо генетическая основа для очевидных проблем. “Первый тест прошел нормально, но генетик порекомендовал провести более продвинутый генетический тест, называемый секвенированием экзома. Итак, кровь была взята у ребенка, у матери и у отца здесь, в Израиле, и отправлена в Германию, где есть лаборатории, которые являются экспертами в этом”, – заявил Гинзбург. “Через несколько недель поступила просьба к отцу сдать еще один образец крови, и это было сделано без особых вопросов”, – продолжил он.

Несколько недель спустя генетик попросила мать зайти к ней в кабинет. “Именно тогда она сообщила ей худшую из возможных новостей — что ее муж не был биологическим отцом ребенка. Это было похоже на бомбу, сброшенную на пару”, – заметил их адвокат. Генетик заявила жене, что старший ребенок пары, несомненно, также не был связан биологическим родством с мужем, учитывая, что оба ребенка родились от одной и той же партии эмбрионов ЭКО. Когда пара узнала о генетическом несоответствии, они обратились в “Ассуту” без юридического представительства. По словам Гинзбурга, они несколько раз встречались с руководителями “Ассуты”, которые извинились за случившееся, заявили, что не знают, как могла произойти такая ошибка, и предложили все исправить. Они даже предложили заключить соглашение “тайно”. “Это был уже второй подобный инцидент, с которым столкнулась “Ассута”, и они не хотели привлекать внимание к этой серьезной халатности. Они также не сообщили об этом так, как должны были согласно протоколу”, – заявил Гинзбург.

Гинзбург сослался на женщину, которая обнаружила в сентябре 2022 года, что ее эмбрион был перепутан в филиале “Ассуты” в Ришон-ле-Ционе. Она и ее муж вели многомесячную судебную тяжбу, чтобы сохранить ребенка, Софию, который родился в октябре. В том случае Министерство здравоохранения первоначально пыталось найти биологических родителей ребенка, но после того, как анализы выявили, что одна пара, которая, скорее всего, могла быть родителями, была исключена, чиновники объявили в ноябре, что они прекратят поиски. В марте 2023 года Верховный суд постановил не разрешать дальнейшее генетическое тестирование шести другим потенциальным парам, чтобы определить, являются ли они биологическими родителями ребенка. Согласно постановлению, судьи определили, что вероятность того, что эти шесть пар могут быть биологическими родителями, очень мала и что законные притязания биологической матери и ее мужа на ребенка были более весомыми.

После первоначального введения ограничений на операции в отделении “Ассуты” в Ришон Ле-Ционе, Министерство здравоохранения объявило 2 августа, что оно разрешает увеличить количество процедур ЭКО там на 75% после проверок (включая выборочные проверки), показывающих улучшение результатов операций. В то время как правительство ограничило количество таких процедур в сутки до 16, теперь оно разрешило увеличить их примерно до 25. Это изменение последовало за попыткой правительства стимулировать государственные больницы принимать больше пациенток с ЭКО и сделать государственные возможности более привлекательными для тех, кто обращается за лечением.

Кроме того, большая группа ведущих специалистов по фертильности (некоторые из “Ассуты”) направила письмо министру здравоохранения Моше Арбелю, генеральному директору Министерства здравоохранения Моше Бар Симан Тову и генеральному прокурору Гали Бахарав-Миаре, в котором говорится, что ограничение процедур ЭКО наносит ущерб пациентам, отчаянно стремящимся создать или расширить свои семьи.

Адвокат Гинзбург сообщил “The Times of Israel”, что, хотя “Ассута” не сообщила об инциденте, связанном с его клиентами, генетик, с которым консультировалась пара, выполнила свой юридический долг сделать это. “Именно тогда история получила огласку, и пара обратилась в нашу фирму за представительством. Ознакомившись с материалами и обнаружив множество неудач, а также получив экспертное заключение, мы решили подать иск”, – рассказал Гинзбург. “Что происходит в “Ассуте”, так это то, что это похоже на фабрику по получению денег. Они работают 24/7, там большая нагрузка. В конце концов, это бизнес, и, к сожалению, здесь произошло нечто очень серьезное. Дело не только в том, что муж не является отцом. Это также имеет этические и медицинские последствия. Существует также еврейский религиозный аспект”, – добавил он. (Согласно Галахе, ребенок, рожденный женщиной, которая в то время состояла в законном браке от кого-то, кроме отца ребенка, является мамзером, или незаконнорожденным, и ограничен в том, на ком он или она может жениться.)

Иск о врачебной халатности, поданный в Центральный окружной суд, требует беспрецедентную сумму за возмещение ущерба и эмоциональные переживания, вызванные отсутствием генетического родства. Гинзбург рассказал, что его клиенты готовы сотрудничать с Министерством здравоохранения в расследовании дела “Ассуты” и пройдут любые необходимые медицинские тесты. По состоянию на вечер 9 августа Министерство здравоохранения не ответило на просьбу о комментариях. “Ассута” отправила “The Times of Israel” заявление, в котором говорится: “Мы говорим о лечении, которое было проведено в 2018 году и проходит проверку Министерством здравоохранения”. “Ассута” ждет результатов. С того момента, как пара обратилась в “Ассуту”, она изучила случай с парой и действовала с сочувствием и прозрачностью по отношению к ним. “Ассута” объяснила им о тестах, которые необходимо провести в соответствии с законом. “Эти тесты еще не были сделаны парой, что затрудняет расследование этого вопроса”, – говорится в заявлении.

Когда “The Times of Israel” спросила, какие тесты необходимо провести, пресс-секретарь “Ассуты” заявил, что это “набор тестов, с помощью которых можно будет выяснить, какова истина”. Гинзбург заметил, что его клиенты также хотят, чтобы всплыла правда о том, что именно произошло, из-за чего муж не был биологическим отцом их детей. Уже травмированная пара сохраняет свою анонимность. Гинзбург подтвердил, что они не планируют делиться шокирующим генетическим открытием с членами семьи или своими детьми. “Они сказали, что унесут эту информацию с собой в могилу”, – заявил Гинзбург.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции