Судья постановил, что Хьюстонский музей может сохранить право собственности на украденную нацистами картину, принадлежавшую коллекционеру-еврею
На этой неделе федеральный судья постановил, что Музей изящных искусств в Хьюстоне (MFAH) может сохранить право собственности на картину 18-го века в решении по иску семьи немецких евреев, которая заявила, что их дед был вынужден продать произведение искусства арт-дилеру Адольфа Гитлера, сообщает «Houston Chronicle».
Внуки Макса Эмдена утверждали в федеральном суде, что их семья является законными владельцами «Рыночной площади в Пирне» Бернардо Беллотто, потому что Эмден — владелец сети универмагов и коллекционер произведений искусства — под принуждением продал пейзаж нацистскому арт-дилеру Карлу Хаберштоку в 1938. Они считают, что произведение искусства следует вернуть их семье. После Второй мировой войны картина, на которой изображен оживленный рынок в Германии, была по ошибке передана союзниками правительству Нидерландов. Затем произведение искусства перешло во владение международного арт-дилера Хуго Мозера, который продал его фонду, подарившему картину MFAH в 1961 году.
Окружной судья США Кит П. Эллисон постановил, что в соответствии с доктриной Акта о государственном суверенитете правительство США не может вмешиваться в действия суверенных правительств — в данном случае ошибку при возврате картины, которая привела к тому, что произведение искусства было передано музею. Суд решил, что правительство Нидерландов несет ответственность за ошибку и что США не могут вмешиваться в решения суверенного правительства. Семья Эмден заявила в своем иске, что картина была отобрана у их дедушки после того, как его бизнес пострадал в результате нацистских законов, введенных против евреев. В их аргументах говорилось о нацистском геноциде евреев и о том, как евреев лишали гражданства и вынуждали отказаться от своего бизнеса и активов.
Наследники Эмдена заявили, что «Рыночная площадь в Пирне» была изъята из личной коллекции их деда в Швейцарии, куда он иммигрировал до 1930 года. Однако MFAH утверждал, что Эмден добровольно продал картину Хаберштоку, который дал запрашиваемую бизнесменом цену. Музей утверждал, что, когда он «тщательно изучил и рассмотрел заявление, мы не нашли никаких доказательств, указывающих на то, что картина Белотто была украдена, изъята или конфискована, и у нас есть обширная документация, подтверждающая, что в 1938 году доктор Макс Эмден, гражданин и резидент Швейцарии, инициировал добровольную продажу нашей картины».
Картина была обнаружена в соляной шахте в Австрии группой британцев и американцев, называемой «охотниками за сокровищами», которые нашли тысячи произведений искусства, изъятых нацистами, и вернули их первоначальным владельцам. В прошлом году Фонд сохранения искусства «Охотники за сокровищами» заявил, что поддерживает семью Эмден в этом деле. После решения Эллисона фонд сообщил «Houston Chronicle», что отказ MFAH вернуть картину является «примером жадности».
Он добавил, что в прошлом году директор музея ложно заявил, что Беллотто в коллекции MFAH — это не то, что ищут Эмдены, хотя «на сайте (музея) в качестве владельцев были указаны как Макс Эмден, так и Карл Хабершток, главный покупатель произведений искусства для Гитлера». «Независимо от судебного решения, картина, когда-то принадлежавшая немецкому еврею, лишенному нацистами его активов, теперь висит в одном из самых богатых музеев нашей страны из-за канцелярской ошибки 1946 года и мошенничества 1951 года», — заявили в фонде.