Судьбу изъятой нацистами картины Писсарро решит Верховный суд США
Изъятая нацистами картина, изображающая залитую дождем парижскую улицу, уже давно висит на стенах одного из лучших художественных музеев Мадрида, пишет журналистка «The Guardian» Ашифа Кассам.
Ее судьба сейчас находится в руках высшей судебной инстанции США, разбирающей дело, в котором столкнулись испанский музей и наследники еврейских беженцев. В центре слушаний в Верховном суде США, которые должны начаться 18 января, находится картина 1897 года импрессиониста Камиля Писсарро. На протяжении десятилетий произведение под названием «Улица Сент-Оноре днем, эффект дождя» украшало стены домов семьи Кассирер в Берлине и Мюнхене после того, как оно было куплено непосредственно у арт-дилера Писсарро. В 1939 году, когда эскалация нацистского гнета показала, что известной еврейской семье придется покинуть Германию, иначе она рискует погибнуть, Лилли Кассирер Нойбауэр изо всех сил пыталась найти способ уехать. Ей заявили, что выездные визы можно получить, но за определенную плату: семье придется отдать картину Писсарро. Назначенный нацистами оценщик предложил ничтожные 360 долларов, внесенные на заблокированный счет, к которому семья не смогла получить доступ.
По словам ее наследников, Кассирер позже потратила годы на поиски картины. Придя к выводу, что картина была утеряна или уничтожена, она в 1958 году приняла компенсацию в размере 13000 долларов от правительства Германии, но не отказалась от своего права добиваться возвращения картины. Более 40 лет спустя ее внук Клод обнаружил, что картина выставлена в мадридском музее Тиссена-Борнемисы. После того как Испания отклонила его просьбу о его возвращении, он подал в суд в своем родном штате Калифорния, спровоцировав судебную тяжбу, которая идет уже более 15 лет. Когда Клод умер в 2010 году, иск подал его сын Дэвид. «Три поколения семьи Кассирер пытались вернуть то, что принадлежит им», — заявил адвокат семьи Стивен Зак из американской юридической фирмы «Boies Schiller Flexner».
Бурное прошлое картины, стоимость которой оценивается в 30 миллионов долларов (22 миллиона фунтов стерлингов), не оспаривается. «В отличие от многих случаев, когда идет спор о фактах, никто не оспаривает тот факт, что эта картина принадлежала Кассирерам и была забрана нацистами без компенсации», — заметил Зак. Вместо этого судебная тяжба, включая вопрос, который сейчас рассматривается в Верховном суде, была сосредоточена на том, следует ли использовать калифорнийское или испанское законодательство для определения законного владельца картины. Картина переходила из рук в руки несколько раз, прежде чем ее купил барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса в 1976 году. Впоследствии она оказалась в Испании в 1993 году, когда поддерживаемый государством некоммерческий фонд заплатил барону 338 миллионов долларов за большую часть его коллекции, размещенной в музее его имени. В 2015 году калифорнийский суд постановил, что право собственности на картину подпадает под действие испанского законодательства, а это означает, что она является собственностью музея в соответствии с испанским законом, который определяет право собственности как шесть лет непрерывного владения. Решение было оставлено в силе апелляционным судом в 2020 году.
Кассиреры просили суды применить местное законодательство. «Согласно законам Калифорнии, у человека не может быть права собственности на украденное имущество», — заявил Зак. Однако апелляционный суд упрекнул Испанию за несоблюдение своих «моральных обязательств» по возврату произведений искусства, изъятых нацистами. «Возможно, досадно, что страна и правительство могут притворяться моралистами в своих декларациях, но не быть связанными этими декларациями. Но таково положение закона», — говорится в постановлении от 2020 года.
Музей Тиссена-Борнемисы в свою очередь, заявил в пресс-релизе, опубликованном в октябре, после того, как Верховный суд США согласился рассмотреть дело:«По завершении дела… фонд ожидает, что его право собственности на картину, уже признанное окружным судом и девятым окружным судом, будет подтверждено». Музей подчеркнул вывод суда о том, что и барон, и фонд купили произведение, не зная, что оно было изъято. «Доказательства показали, что в 1958 году правительство Германии выплатило предшественнице истца, Лили Кассирер, запрошенную ею компенсацию (тогдашняя справедливая рыночная стоимость картины), чтобы компенсировать ей ее убытки», — добавил он.
Дело рассматривается в тот момент, когда наследники по всему миру продолжают бороться за возвращение некоторых из 600000 произведений искусства, изъятых у их предков гитлеровской Германией. В Испании основные руководящие органы еврейской общины представили в суд заявления в поддержку семьи Кассирер, описав многолетние споры как усугубляющие глубокие раны, оставленные Холокостом. «Еврейскому населению Испании причиняется дополнительный вред и оскорбление, когда финансируемое государством учреждение публично демонстрирует произведение искусства, изъятое нацистами во время Холокоста, и заявляет о своих законных правах», — говорится в заявлении Еврейской общины Мадрида и Федерации еврейских общин Испании.
Бернардо Кремадес Роман, один из адвокатов, представляющих эти организации, противопоставил спокойный, решительный отказ Испании вернуть картину громким усилиям страны по облегчению возможности получения гражданства для потомков евреев, изгнанных из Испании в конце 15 века. «Я думаю, что Испания пытается сделать хорошую мину», – заявил адвокат. Он отметил, что нежелание прислушиваться к этому требованию также противоречит статусу Испании как стороны, подписавшей Вашингтонские принципы, соглашение 1998 года, в котором содержится обязательство вернуть произведения искусства, конфискованные нацистами, их законным владельцам или предоставить компенсацию. «Это правильный поступок», — заметил Кремадес Роман. «Если вы видите, что кого-то незаконно лишили имущества, правильно будет вернуть это имущество. Независимо от того, еврейское оно или нет».