Срок заключения Эльора Азарии может быть сокращен
Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Гади Айзенкот заявил в воскресенье, что срок тюремного заключения Эльора Азарии может быть сокращен, либо он может быть помилован. Заявление прозвучало после того, как военный апелляционный суд ЦАХАЛа оставил в силе его приговор о тюремном заключении на 18 месяцев за убийство уже нейтрализованного террориста в 2016 году.
В заявлении, сделанном после постановления суда, Айзенкот сказал, что «военный суд говорил четко и недвусмысленно», и что если Азария решит подать просьбу о снисхождении, она будет рассматриваться «учитывая все соответствующие соображения и и обязанности бойцов ЦАХАЛа».
«Система военной юстиции провела этичный, профессиональный и беспристрастный процесс, организованный без какого-либо внутреннего или внешнего вмешательства, – сказал Айзенкот. – ЦАХАЛ под моим руководством справился с инцидентом, извлек уроки из него и будет продолжать делать это в свете сегодняшнего решения».
Министр обороны Авигдор Либерман призвал семью Азарии не подавать еще одну апелляцию, а вместо этого просить Айзенкота о помиловании.
«Я не сомневаюсь, что начальник штаба примет во внимание все трудные жизненные обстоятельства и безупречное поведение Азарии в годы службы в рядах ЦАХАЛа», – сказал Либерман.
Родственники Азарии, друзья и сторонники попросили его подать просьбу о помиловании президенту Израиля Реувену Ривлину, но источник в офисе Ривлина сказал, что такой запрос не получен.
Либо Азария, либо член его семьи могут подать апелляцию, сообщил один из анонимных источников, но апелляция может быть подана только при условии одновременного обращения к начальнику штаба.
По словам источника, Ривлин будет ждать решения Айзенкота, и добавил, что существует прецедент с бывшим премьер-министром Эхудом Ольмертом, который также подавал просьбу о помиловании, но не получил его немедленно. В этом конкретном случае президент ждал пока не было вынесено решение о досрочном освобождении Ольмерта, и только после этого он принял просьбу.
Президент твердо верит в правовую систему как в военных, так и в гражданских судах, сказал источник, и не будет делать ничего, что могло бы привести к приоритету одной перед другой.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху возглавил хор политиков, требующих помилования для Азарии.
«Мое мнение не изменилось – я выступаю за помилование Эльора, как я сообщил об этом после [первоначального] вердикта [в январе], – написал он в Twitter. – Когда будет обсуждаться этот вопрос, я дам свою рекомендацию о помиловании соответствующим органам».
Министр культуры Мири Регев сказала, что Азария должен уже вернуться домой.
Министр образования Нафтали Беннетт сказал, что принятое решение было сложным, но необходимо уважать мнение суда.
«Теперь, спустя полтора года, пришло время простить Эльора Азарию, – сказал он. – Ради наших солдат, стоящих на самых крайних рубежах и чтобы не потерять самоуважение, Эльор Азария должен вернуться домой».
Беннетт обратился к общественности и потребовал, чтобы они воздержались от нападок на ЦАХАЛ или его командование: «У меня нет ничего, кроме доверия к начальнику штаба Айзенкоту и командирам ЦАХАЛа. Нет места для интриг против них, подобно тем, которые были в прошлом, при любых обстоятельствах».
Лидер «Мерец» Захава Гальон сказала, что решение отклонить апелляцию было важным, поскольку она указало на то, что солдаты не могут «мстить, подобно бандитам». Она сказала, что уверена, что Ривлин откажет в просьбе о помиловании и останется на стороне закона.
Министр Ципи Ливни отметила: «Суд снова сказал свое слово. [Мы] должны уважать решение суда ЦАХАЛа и его ценности – без политиков, консультирующих семью или начальника штаба».
Тем временем лейборист Ави Габбай сказал, что Нетаньяху и Либерман не должны были участвовать в этом деле, заявив, что политики не должны вмешиваться в дела военных судов.
В январе, после того как Азария был осужден и приговорен к 18 месяцам лишения свободы, Нетаньяху назвал этот день «трудным и болезненным днем для всех нас».
«Солдаты ЦАХАЛа – это сыновья и дочери всех нас, и они должны оставаться выше всех разногласий», – сказал он тогда. В прошлом году Нетаньяху подвергся критике за различные комментарии по этому вопросу.
Сразу после инцидента Нетаньяху выступил с заявлением о том, что «ЦАХАЛ ожидает, что его солдаты будут вести себя сдержанно и в соответствии с правилами взаимодействия», добавив, что инцидент в Хевроне не «отражает ценностей ЦАХАЛа».