Средневековый монарх, нажившийся на преследовании евреев
Новая выставка в Восточном Лондоне пролила свет на малоизвестный эпизод преследований средневековых еврейских общин Англии, пишет журналистка «Jewish Chronicle» Джорджия Л. Гилхоли.
Выставка «Казни», которая будет работать в Музее лондонского района Докленс до 16 апреля 2023 года, погружает посетителей в 700-летнюю историю зарегистрированных публичных казней в городе с помощью серии ярких предметов и документов. Одним из артефактов, позволяющих заглянуть в жестокое прошлое британских евреев, является «обрезанный» серебряный пенни с «коротким крестом», отчеканенный в 13 веке. Преступление «обрезание монет» было широко распространено в конце 1200-х годов. Преступники обрезали края английской валюты, изготовленной из высококачественного серебра, чтобы их можно было переплавить и продать ювелиру или использовать для изготовления поддельных монет. Пенни «короткий крест» были особенно уязвимы для отсечения, так как структура в ее центре не достигает края. Средневековые монеты редко были идеально круглыми, поэтому вырезание или спиливание мелких кусочков часто оставалось незамеченным. Но, когда корона осознала, что к 1278 году стоимость ее валюты в обращении сократилась вдвое, она приказала применить жесткие меры, в которых евреев несоразмерно обвиняли и наказывали, часто смертью. Это стало мрачным предзнаменованием изгнания всех евреев Эдуардом I 12 лет спустя, в 1290 году, событие, наиболее памятное в народной истории.
Куратор выставки Мериэль Джитер заявила, что выставка призвана привлечь внимание к враждебным действиям по отношению к евреям, которые уже существовали по всему королевству более чем за десять лет до печально известного указа Эдуарда I. Она рассказала JC: «17 ноября 1278 года 600 евреев были арестованы по подозрению в обрезании монет и впоследствии преданы суду. «Были казнены только 29 христиан и 269 евреев, были повешены на Тауэрском холме; вероятно, более 10% еврейского населения королевства. «Преступления, связанные с чеканкой монет больше совершали христиане, но евреев казнили в семь раз чаще». Джитер также намекнула на финансовые факторы, стоящие за непропорциональным преследованием евреев: «В средневековой Англии евреи по закону были собственностью короны», — рассказала она. «Таким образом, монарх унаследовал от казненных евреев около 11000 фунтов стерлингов, что эквивалентно сегодняшним 9,5 миллионам фунтов стерлингов», – отметила она.
Эдуард I получил аналогичную сумму в 1290 году, когда пообещал парламенту, что изгонит всех британских евреев в обмен на значительное повышение налогов. Как подопечные короны, евреи могли работать в определенных финансовых профессиях, которые были запрещены для христиан. Однако они облагались высокими налогами, и, как показало их изгнание, их ненадежный правовой статус, вероятно, сделал их более уязвимыми перед прихотями отдельных правителей, чем другие группы. Тем не менее английская система правосудия тринадцатого века уже демонстрировала признаки умеренности. Документы, представленные на выставке, рассказывают о деле лондонского еврея, которого обвинили в обрезании монеты, потому что на улице возле его дома была найдена часть монеты. Но других «доказательств», связывающих его с преступлением, не нашлось, и дело против него было прекращено.
Джитер рассказала, что заключенным иногда удавалось заплатить штраф, чтобы избежать казни. «Хотя у вас было больше шансов получить не смертельное наказание, если вы были христианином, ваши шансы по-прежнему полностью зависели от богатства и связей», — сказала она. Корона прекратила преследовать за обрезание монет 1 мая 1279 года. «Возможно, власти посчитали, что они достаточно нажились на ситуации, или они осознали, что позволяют слишком многим христианам с антисемитскими настроениями выдвигать ложные обвинения — или и то, и другое», — заявила Джитер. «К концу 18 века насчитывалось более 200 преступлений, за которые можно было казнить. Мы хотели передать глубокое влияние этих публичных казней на лондонцев из всех слоев общества, от королей и королев до викторианских бедняков. Смертная казнь была связана с тем, что государство вершит правосудие и сдерживает новые преступления, независимо от вероисповедания подсудимого, хотя недавние исследования более скептически относятся к тому, является ли смертная казнь сдерживающим фактором. Действительно, тот факт, что государство продолжало преследовать преступления, связанные с чеканкой монет, вплоть до 1600-х годов, предполагает, что даже страха смерти было недостаточно, чтобы отговорить тех, кто хотел нажиться на ней».