Новости

«Справедливость может восторжествовать»: картина, изъятая нацистами, возвращена владельцам спустя 80 лет

13 февраля 2022, 15:00 искусство
Поделиться

Картина художника – экспрессиониста была возвращена потомкам немецко – еврейской пары Королевскими музеями изящных искусств в Брюсселе примерно через 80 лет после того, как она была изъята нацистами, пишет журналистка «The Guardian» Дженнифер Рэнкин.

«Цветы», натюрморт 1913 года немецкого художника Ловиса Коринфа, был передан музеям в 1951 году, поскольку послевоенные следователи не смогли найти первоначальных владельцев картины. После многих лет исследований картина была возвращена, что стало первой реституцией любого произведения искусства, изъятого у еврейской семьи во время Второй мировой войны Королевскими музеями изящных искусств, которые охватывают шесть музеев, с работами от старых мастеров до Магритта.

Томас Дермайн, бельгийский министр, отвечающий за музеи, передал работу адвокату, представляющему интересы девяти правнуков Густава и Эммы Майер, немецко – еврейской пары, бежавшей из Германии в 1938 году. «Эта реституция, первая в Музеях изобразительных искусств, является очень четким сигналом: даже десятилетия спустя справедливость может восторжествовать», – заявил Дермайн. Возвращение картины также стало «возможностью напомнить людям об ужасах», к которым могут привести национализм и ультраправые, заметил он. «Исправлять — значит помнить, а помнить — значит избегать возвращения худшего».

Майеры вели успешный бизнес во Франкфурте, прежде чем бежать от нацистских преследований. Им принадлежало 30 картин, которые были оставлены на хранение в Брюсселе после 14-месячного пребывания в бельгийской столице в 1938-1939 годах. «Цветы» – единственная возвращенная работа. Адвокаты семьи обратились в музеи в 2016 году, через восемь лет после того, как они запустили онлайн-базу данных о 27 произведениях неопределенного происхождения в коллекциях в рамках усилий по поиску владельцев.

Имке Гилен, юрист берлинской фирмы «Von Trott», представляющая интересы потомков Майеров, заявила, что это был исторический день для семьи. «Они рады, что по крайней мере одна из пропавших картин была идентифицирована спустя 80 лет и теперь возвращена». Девять потомков, которые живут в Великобритании, Южной Африке и США, еще не решили, что делать с картиной, рассказала она. Добавив: «Сегодня день реституции, который мы празднуем, и другие события произойдут в ближайшие несколько дней. Семья должна принять решение».

Густав и Эмма Майер прибыли в Брюссель в июне 1938 года, бежав через Италию и Швейцарию. В августе 1939 года, за несколько дней до начала войны, они добрались до Великобритании и поселились в Борнмуте. Их старший сын Эрнст был интернирован вместе с другими немецко-еврейскими беженцами как «враждебный иностранец» на острове Мэн. Густав Майер, у которого было слабое здоровье, когда он покинул Германию, умер в 1940 году от естественных причин, хотя его смерть, возможно, была ускорена травмой преследования и трудным путешествием. Его жена Эмма умерла в 1944 году. Они больше никогда не видели своих картин.

В 1942 году несколько работ из коллекции Майера исчезли, когда нацистская специальная группа, возглавляемая помощником Гитлера Альфредом Розенбергом, начала свою работу по изъятию культурных ценностей, принадлежавших европейским евреям. К 1943 году все имущество Майеров в Брюсселе было изъято. Одним из центральных элементов их коллекции была картина Макса Либермана, одного из ведущих импрессионистов Германии, изображающая всадника на пляже. Были также другие работы Коринфа, а также менее известных франкфуртских художников.

Мишель Драге, директор музея, сказал, что он не испытывает печали по поводу того, что работа покинет музей, где она была выставлена в коллекции современного искусства. «Мы никогда не покупали эту картину, мы никогда не были владельцами, мы были хранителями» – подчеркнул он. Драге вычеркнул картину из реестра музея, коричневой книги формата А4 в бумажной обложке, со словом «Реестр», напечатанным на французском и голландском языках на лицевой стороне. Церемония передачи состоялась в новом выставочном зале, где были представлены другие работы, переданные музею в 1951 году, когда бельгийская послевоенная Служба возврата имущества, орган, отвечающий за реституцию изъятых произведений искусства, была расформирована.

Владельцы картин, представляющих собой смесь старых мастеров и пейзажей 19 века, либо никогда не были идентифицированы, либо есть вопросы о том, как они были приобретены. Одна работа баварского художника 17 века Ганса Роттенхаммера «Диана и Каллисто» была куплена куратором, нанятым Германом Герингом, в 1941 году у брюссельского коллекционера произведений искусства. О том, кому принадлежала эта работа до 1941 года, ничего не известно, что вызывает вопросы о ее возможной принудительной продаже. Потомки Майеров выплатили правительству Германии «небольшую компенсацию», которую они получили в 1970-х годах за потерю «Цветов», рассказала их адвокат Гилен. Тем временем семья продолжает поиски 29 пропавших картин, которые зарегистрированы в базе данных правительства Германии, «lostart.de», с помощью исследователей. На данный момент никаких зацепок нет. «У нас нет изображений; у нас есть описания, к сожалению, не все из них очень подробные», – заметила Гилен. «Ни одна из других картин еще не идентифицирована».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции