Новости

Сотни солдат-евреев погибли в море во время Второй мировой войны. Вот как Израиль чтит их

26 февраля 2023, 10:00 История
Поделиться

Где-то в начале лета 1941 года семь тел выбросило на берег у Триполи в Ливане, который тогда контролировался пронацистской вишистской Францией, пишут журналисты «The Times of Israel» Авива и Шмуэль Бар-Ам. Как только об этом стало известно «Хагана» — военизированная организация еврейской общины подмандатной Палестины — отправила своего представителя в Сирию для расследования.

Неслучайно 18 мая того же года британский корабль под названием «Морской лев» с 23 еврейскими коммандос, прошедшими обучение в «Хагане», и одним британским офицером отправился с заданием действовать против нефтеперерабатывающих заводов в Триполи. И корабль исчез. Тысячи евреев, живших в Палестине, принимали участие в миссиях против держав Оси. Из этих бойцов 560 считаются пропавшими без вести, так как места их захоронения неизвестны. Около 200 таких солдат погибли в море. Злополучная миссия «Морского льва», известная британцам как операция «Боцман», отмечается в Израиле как «24 Йордей Хасира», что буквально переводится как «24 лодочника». «Морской лев» был не одинок в своей судьбе; еще два корабля с евреями из Палестины также пропали во время войны.

Принадлежащий британско-индийской компании «Steam Navigation Company», «Эринпура» был океанским лайнером, который служил в качестве госпитального корабля во время Первой мировой войны. Корабль также принимал активное участие во Второй мировой войне и 29 апреля 1943 года покинул Александрию в составе конвоя, направлявшегося на Мальту. На нем находилось более 1000 военнослужащих, в том числе члены Африканского вспомогательного пионерского корпуса и 140 евреев из Палестины, которые вызвались служить в британской армии. Вечером 1 мая 1943 года немецкая бомбардировочная авиация атаковала конвой севернее ливийского города Бенгази. Корабли уклонились и открыли ответный огонь. Затем бомбардировщик торпедировал британский танкер. Он загорелся и через несколько минут перевернулся, в результате чего погибли 10 членов экипажа. Пока немецкие самолеты продолжали атаковать, бомба попала и в «Эринпуру», в результате чего он быстро затонул. На борту «Эринпуры» погибло более 800 человек, в том числе 173 еврейских добровольца.

Датский грузовой пароход «Св. Ян», построенный в 1907 году, прошел через несколько рук, пока в 1935 году его не приобрела компания «Palestine Maritime Lloyd ». Именно тогда он получил свое окончательное название — «Хар Цион» или «Гора Сион», а на дымовой трубе появился магендовид. Базируясь в Хайфе с преимущественно еврейской командой, он плавал под флагом британского торгового флота. В 1940 году «Хар Цион» был мобилизован британцами и начал перевозить грузы для британской армии. 29 августа 1940 года он был частью большого конвоя, отправившегося из Ливерпуля через Атлантический океан в Саванну, штат Джорджия. Через два дня корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой: погибло 36 человек, в том числе 17 матросов – евреев.

Расследование по поводу тел, выброшенных на берег Триполи после гибели «Морского льва», оказалось безрезультатным. Но что, если бы это было не так? Что, если бы следователь нашел хотя бы одно из семи тел и смог опознать его? Не исключено, что в будущем некоторые из 560 пропавших без вести солдат будут найдены, на пляже, в могиле, которая десятилетиями была покрыта пылью, или в качестве похороненных на чужбине. Некоторые из тех героев, которые добровольно отправились на операции, проведенные британской армией во время Второй мировой войны, воевали в Ираке, Египте, Сирии, Ливане и Греции. Все, что потребуется для положительной идентификации в случае обнаружения мест их захоронения, — это образцы ДНК их кровных родственников.

«Эйтан», подразделение израильской армии по поиску пропавших без вести солдат, неустанно работает над поиском мест захоронения солдат, погибших с 1948 года по настоящее время. Но подразделение, как правило, не ищет тех, кто пал перед Войной за независимость Израиля, и иногда им нужна помощь в поиске живых родственников для получения образцов ДНК солдат, погибших на той войне. Вот тут-то и появляется волонтерская организация «Лиа павших» (GFF). Основанная в 2013 году, GFF призвана увековечить память каждого павшего солдата, чья жертва способствовала созданию Государства Израиль. Именно GFF было поручено выяснить подробности о пропавших без вести солдатах, исчезнувших до и во время Войны за независимость, о которых вообще ничего не известно.

Информация о живых родственниках имеет жизненно важное значение для идентификации ДНК павших солдат, чьи могилы неизвестны. Информация о двух солдатах – евреях, погибших на «Морском льве», была недоступна ни британцам, ни лидерам «Хаганы». GFF было относительно легко найти родственников Гершона Коплера, который жил в подмандатной Палестине с 1933 года. Но подробности о втором, Иегуде «Руди» Чернере, оставались полной загадкой, пока GFF не начал исследование его жизни. Потребовалось целых три года, чтобы распутать его историю, выискивая все возможные нити информации, которые вели к другим нитям, просматривая некрологи 1950-х годов, сверяясь с сионистскими архивами, паспортами, еврейскими документами из Польши и интернет-сайтами.

Среди найденных документов есть фотография надгробия на могиле отца Чернера, умершего в 1936 году (остальные члены семьи были убиты во время Холокоста), и даже фотография дома Чернеров в Германии. Наконец, после исчерпывающих исследований, GFF пришел к выводу, что у Чернера действительно были родственники в Палестине в то время, когда корабль затонул. Основатель GFF Дорит Пери позвонила человеку, который мог быть родственником Чернера. Задав тонкие, окольные вопросы о его дядях, двоюродных братьях, бабушке и дедушке, она обнаружила, что у него и Чернера был общий прадедушка.

Иегуда «Руди» Чернер родился в Котбусе, Германия, 7 июля 1920 года и в детстве принимал активное участие в еврейских молодежных движениях города. В возрасте 16 лет он оставил семью и иммигрировал в Палестину, работал главным садовником в кибуце, где познакомился со своей девушкой Тесией, и был одним из основателей кибуца Кедма. Он был предан своей работе и верен своим друзьям. Он тратил как можно больше времени на изучение иврита, земледелия и особенно увлекался морем. Он участвовал в курсах «Хаганы», в том числе по морскому делу, и даже стал одним из инструкторов организации. Среди его действий в «Хагане» было участие в рейдах против арабских банд. В 1941 году он пошел добровольцем в британскую армию. Согласно еврейской традиции 18 века, Моше родился и умер в седьмой день еврейского месяца Адар. Каждый год в этот день, который в этом году приходится на 28 февраля, на горе Герцля проводится официальная церемония памяти павших израильтян, места захоронения которых, как и в случае с Моше, неизвестны.

В этом году GFF отмечает десятилетие своего основания специальным собранием в Центре наследия Менахема Бегина. Во время мероприятия, которое состоится вечером в понедельник, 27 февраля, GFF расскажет новые истории о ранее неизвестных солдатах и примет ветеранов Войны за независимость вместе с семьями, родственников которых из числа пропавших нашел GFF.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции