Смерть в Святой Земле: коронавирус меняет правила погребения для евреев и мусульман
Рост числа погибших в результате эпидемии коронавируса заставляет изменить еврейские и мусульманские традиции погребения и траура на Святой Земле. В Израиле умерших евреев обычно кладут в землю в матерчатом халате и саване, без гроба. Теперь тела жертв коронавируса забирают для ритуального омовения, его совершают в полном защитном снаряжении, завернутым в непроницаемый пластик. Их снова заворачивают в пластик перед погребением.
«Чувства очень смешанные», – говорит Яков Курц, который работает в «Хевра кадиша», основной организации, занимающейся еврейскими похоронами в Израиле. «Мы не знаем, чего ожидать, мы не знаем, о скольких мёртвых нам придётся заботиться. Есть много страхов». По словам шейха Мухаммада Хусейна, Великого Муфтия Иерусалима и Палестинских территорий, были изданы новые инструкции по обращению с мертвыми, скончавшимися из-за коронавируса. «Это правило, принятое по необходимости, а необходимость учитывает запреты, поэтому покойников не обмывают, не окутывают саваном и хоронят в пластиковом мешке для трупов», – говорит Хуссейн.
Сегодня Израиль сообщил о 29 случаях смерти от коронавируса. Палестинцы пока что подтвердили один смертельный исход. Похороны и траурные ритуалы изменились для всех с тех пор, как израильские и палестинские власти ввели директивы о пребывании дома и ограничили размер публичных собраний, чтобы попытаться остановить распространение инфекции. На похоронах в Израиле могут присутствовать не более 20 человек и только на открытом пространстве. Правила социального дистанцирования означают, что обнимать скорбящих просто не принято. Это повлияло на еврейскую традицию шивы – семидневного периода, начинающегося после похорон, когда люди приходят в семейный дом, чтобы выразить соболезнования, принести еду и вспомнить о покойном.
В Газе и на оккупированном Западном берегу семьи погибших стали принимать соболезнования через социальные сети. Ихаб Нассеральдин на прошлой неделе потерял своего брата из-за рака. Его тело было доставлено из больницы на кладбище, и семья не могла провести поминальную службу в иерусалимской мечети аль-Акса, как они планировали. «Мы похоронили его, и принимали соболезнования на месте захоронения. Мы уже просили всех не пожимать друг другу руки, не обниматься и не целоваться, как здесь принято. Это было неудобно», – сказал Нассеральдин. Мало кто смог присутствовать на похоронах. Друзьям и родственникам было запрещено посещать семейный дом во время обычного трехдневного траура. «Мне действительно грустно, что мы не смогли молиться в Аль-Аксенад над этим телом», – сказал Нассеральдин. «Но мы ничего не можем сделать. Пусть Б-г примет его от нас».