Словацкая журналистка посвятила свою жизнь увековечиванию Праведников
Дагмар Мозолова считает, что истории Праведников, которые скрывали евреев во время Холокоста, должны быть рассказаны как можно скорее.
Журналист крупнейшей словацкой радиостанции «Radio Slovensko», Мозолова 27 июля дала интервью в Словакии Джонни Дэниелсу из организации «Из глубин», которая помогает последним оставшимся в живых Праведникам в Восточной Европе. За последние семь лет Мозолова, удостоенная премии «Хрустальное крыло» в категории литературы и журналистики, документировала истории 138 словаков, которые спасали евреев во время Холокоста.
«Я не хочу, чтобы общество забывало эти истории», – говорит Мозолова. «Многие истории неизвестны. Они бытовали в семьях. Люди никогда не были удостоены официальных наград». Все истории идут на ее 40-минутном радио-шоу, которое слушают 300000 человек. Мозолова говорит, что после войны Словакия была социалистической, поэтому многие истории скрывались. Но многие евреи приехали в страну в 1990-х годах после падения коммунизма, чтобы искать Праведников.
Год назад она открыла фонд в Словакии, чтобы иметь возможность снимать документальные фильмы и писать книги на эту тему, чтобы распространять информацию, потому что есть много того, что она не может показать по радио. Мозолова говорит, что одной из целей ее поисков является борьба с ненавистью и антисемитизмом. Когда ее спросили, почему то, что она делает, было так важно для нее, она сказала, что в 2013 году она выступила модератором дискуссии по радио о христианско-еврейских отношениях в Словакии.
Позвонила женщина, и она сказала, что ее мать была беременна ею во время Холокоста, и за этот период ее мать спасла 11 евреев. Женщина сказала, что они жили по соседству с группой немецких нацистов, поэтому нацистов было легко услышать, потому что они были так близко. «В то время у меня было трое маленьких детей, и я подумала об этой удивительной женщине, чья семья рискнула спасти своих еврейских соседей и рисковала жизнью своего еще не рожденного ребенка», – подчеркнула Мозолова. «После этого живого разговора по радио я не могла уснуть и сказала себе: «Если свидетели этих историй еще живы, я хочу их найти». Я просто хотела знать, почему? Как они их прятали? Куда? Как они их кормили? Было ли это опасно? Я хотела знать все это».