Скончался лидер еврейской общины Острога Григорий Аршинов
1 ноября скончался лидер еврейской общины Острога Григорий Аршинов, ставший жертвой коронавируса.
Аршинов (1961-2020), строитель по профессии, начинал с того, что с середины 1980-х собирал сведения о евреях-жителях Острога, погибших во время Холокоста. В 1990-е он возглавил восстановленную общину, активно занимался сохранением и реставрацией еврейских кладбищ на Украине. Одним из последних проектов такого рода стало возвращение мацев на еврейское кладбище в Заложцах (Тернопольская область), до того использовавшихся в качестве строительного материала для лестницы к местной поликлинике. Однако крупнейшим его проектом стала реставрация Большой синагоги в Остроге, также известной как «синагога Махарша» (от аббревиатуры имени бывшего в первой половине 17 века раввином Острога рабби Шмуэля Эли‘эзер бен Иехуду ха-Леви).
Построенная в 15 или 16 веке синагога т. н. крепостного типа, использовавшаяся в советское время под склад, за постсоветский период пришла в полный упадок — окна были выбиты, свод рухнул в нескольких местах, на крыше росли деревья, а само здание разрушалось под действием ветра и дождя. Как вспоминал он в одном из интервью отправной точкой для него стала статья Сергея Кравцова «Помнить или забыть?» в декабре 2015-го в журнале «European Jewish Heritage». «В англоязычном тексте я почувствовал иронию, сарказм и упреки местным органам власти, диаспоре из США, которая приезжает сюда и всей еврейской общине в целом, для которой сооружение является огромной ценностью. Иронию о том, что ценят ее как руины. Почувствовал, что эти упреки касались и меня – как депутата, как человека с опытом реставрации, да еще и как члена общины. Так появилось ощущение личной ответственности» – подчеркивал он.
В другом интервью Аршинов отмечал: «Я подумал: у меня достаточно навыков, достаточно возможностей, у меня есть свое оборудование, свои леса, свой персонал. И последний пункт: если не я, то кто, потому что мои старшие дети живут в США, и вряд ли они будут заниматься Острожской синагогой. Я последний, кто может это сделать» – подчеркивал он. За четыре года в ходе реконструкции, на которую было потрачено 180000 долларов — как личных средств Аршинова, так привлеченных с помощью фандрайзинга, из синагоги было вывезено 28 тонн мусора, восстановлена крыша, на фронтоне появились сбитые ранее украшения, в окна были вставлены стекла, фронтон был оштукатурен. Синагога на глазах превращалось из страшных руин, куда было элементарно опасно заходить, в настоящее украшение города.
В ноябре 2018 года на притолоку Большой синагоги Острога торжественно прикрепили мезузу. Последняя запись Аршинова в «Фейсбуке», сделанная им за четыре дня до смерти, была посвящена реконструкции синагоги. Он писал, что работы по реставрации продолжаются и «возможно это придает мне силы бороться». Однако, планы Аршинова не ограничивались реставрацией синагоги. Он мечтал о создании в Остроге университетско-научно-туристического центра.
Прощание с Григорием Аршиновым состоится 2 ноября в 15:00 в Остроге. Он будет похоронен на местном еврейском кладбище, о сохранении которого активно заботился — в 2019 году Аршинов добился возвращения ему статуса кладбища — до этого оно свыше 50 лет числилось памятником садово-паркового искусства.